?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сейчас у нас проходит тематическая неделька (правда она затянулась) по космосу. И вот, одно из заданий, которое мы ему приготовили: составить слова на космическую тему из половинок. Мы заранее подготовили и разрезали слова и выдали Тиму. Однако, столкнулись с тем, что составлять слова правильно Тимурке не захотелось, а зато захотелось составлять смешные слова из совсем не подходящих друг другу половиной.



Уже через 15 минут мы сами так смеялись, что остановить это развлечение было уже невозможно! Видео как это было. а также мои размышления о раннем чтении - под катом

.



То, что научить человека читать можно в очень раннем возрасте – уже доказанная истина. Поэтому основным у противников раннего развития и чтения стал вопрос не возможности, а целесообразности. Наверное, даже те родители, которые занимаются по Доману или другим методикам иной раз нет нет нет да и задумаются «А зачем?» Конечно, первое желание – чтобы мог сам читать книги. Однако, научив ребенка читать в 2-2,5-3 года  большая часть родителей сталкивается с полным нежеланием малыша читать самостоятельно.

Почему так происходит и имеет ли в таком случае смысл ранее обучение чтению? Поразмышляв на эту тему,  наблюдая как это происходит у Тимурки, мы пришли вот к каким выводам.

Умение читать в 2-3 года – это не более, чем навык. Однако именно этот навык поможет ребенку ориентироваться в городе, журналах, книгах, прочитать самому название мультика на коробке, узнать какое задание нужно сделать в играх или тестах. В общем, это дополнительный фактор свободы родителей и ребенка.

А еще …это возможности. Ведь умеющему читать  ребенку открыто гораздо больше путей. Он просто начинает понимать знаки машин, надписи на дорогах, тексты на коробках игрушек. Он умеет читать названия мультиков, если на то пошло.

Однако, все это второстепенно, с моей точки зрения.
Основное желание таких детей – играть! Это именно то, с чем и наш Тимур ходит по пятам: «мама, папа, давай играть».  Но почему же игры должны быть только с машинками или куклами? Ведь играть можно и с символами. Мы это поняли очень ярко, когда поехали в Сербию. Переезды в автобусе по 6-7 часов это трудное испытание даже для взрослого человека. Что уж говорить о малышах. Так каково же было наше удивление, когда Тимурка спокойно перенес все тяготы и долгое сидение. А помогло ему в этом увлечение буквами и числами. Мы играли в многочисленные игры прямо на бумаге. Рисовали от руки лабиринт и тараканчик  бегал и собирал по нему буквы алфавита по порядку. Прятали за тучку цифры и угадывали за какой тучкой какая спряталась. Рисовали дорогу и дорожные знаки. Дороги обозначали цифрами и на каждую машинку дорисовывали номера маршрутов. Таким образом считали не только по порядку. Но и искали обратный путь (счет в обратную строну). Писали слова. Составляли слова из разбросанных по листочку букв. Искали какая буква пропала из слова. Размышляли какое слово написано правильно, а какое нет. И много многое другое. Смог ли Тимур высидеть все это время без этих игр – большой вопрос. Чем бы мы его занимали, не будь у него яркой увлеченности цифрами, буквами и чтением  – не знаю.

Таким образом, раздумывая обо всем этом, я понял, что главное это приобретение навыка и создание для ребенка условий «любви к буквам и цифрам».

Мы совершенно не ждем, чтобы Тимурка сел и стал сам читать книгу. Для этого еще будет время – в 5-6 лет и далее. А сейчас вы просто играем. Играем в слова. Играем в буквы и цифры.  Кто сказал, что чтение это скучно для трехлетки? Это весело и наши занятия это подтверждают! Ведь, глядя на ролик, мы понимаем, что не главное, чтобы он составил слова правильно – главное, чтобы он умел их прочесть. Зачастую неправильно слово в разы веселее.

За эти три года, что Тимур мог бы и не уметь читать, если бы мы пошли традиционным путем, он успеет многое: находить рифмы, слушать звуки и понимать принципы стихосложения, чувствовать ритм, выбирать выражения  и т.п. Не думаю что это плохо. Считаю что это просто отлично!

Так что я понял четко – главное для чего стоит учить ребенка рано читать – это открыть ему чуть больше в этом мире, чем доступно детям и САМОЕ ГЛАВНОЕ – разнообразить его игры! Именно игры со словами и символами.

Читать ему книги в 2-3 года должны родители. Причем, тщательно отбирая ЧТО читать.

А вот когда ребенок сам захочет открыть книгу – он ее откроет. Пусть это будет в 4-5-6 или даже 7 лет.  Только откроет ее уже готовый прочитать текст, желая его прочитать и, что главное, умея его прочитать. И это, по-моему, здорово!




promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
taoky
Mar. 7th, 2012 09:44 am (UTC)
Здравствуйте, Алексей, меня зовут Маша. Я уже месяц читаю ваш журнал с большим интересом. Первым делом мне показалась очень здравой ваша идея, что ребенка необязательно катать в коляске до трех лет, и теперь наш мальчик по два-три часа гуляет ногами, завтра ему год и пять. И я вижу, что парень становится крепче день ото дня. Купили ему спорткомплекс и повесили над ним карту России, подсмотренную у вас. Карта стимулирует его лишний раз вскарабкаться по горке, поразглядывать картинки)

Скажите, пожалуйста, как вы учили сына счету? По Доману-Маниченко или как-то еще? Мы купили математические карточки в Умнице, но меня обуревают сомнения)
a_katkov
Mar. 7th, 2012 11:03 am (UTC)
Маша привет!:) Рад знакомству!
Тоже добавил вас в друзья!

По поводу колясок - я понимаю, что мамам она иногда необходима. Но даже в этом случае надо по максимуму стимулировать самостоятельное хождение. Что при наличии коляски сделать нереально.

Дети очень сообразительные.

Вот к примеру Тим сейчас иногда сильно устает на наших долгих прогулках. И если мы гуляем со мной -он знает, что если сильно устать и попросить - папа возьмет его на руки. При этом, если гуляет с мамой - даже мысль такая не возникает - знает, что мама его не потащит на ручках. Поэтому чем крепче ребенок окажется к моменту такой вот сообразительности (по моим ощущениям где-то после 2 они уже понемногу учатся манипулировать) - тем проще будет родителям потом.

Так что вы молодцы - в вашем возрасте по 2-3 часа это прекрасно!

Что касается математики:
Мы начинали с Домана. Вы зря к ним настороженно настроены. Доман помогает понять главное - суть количества. МЫ намеренно рано не переходили к цифрам и всячески затягивали внимание на точки - чтобы Тим понял именно суть количества.

Так что я бы начал с точек и до двух лет занимался именно ими. Есть еще хорошая программка которая помогает показывать точки на компьютере - могу вам скинуть если надо.
taoky
Mar. 7th, 2012 11:31 am (UTC)
Наш Макс тоже бросил попытки залезть ко мне на руки, к тому же я всячески нахваливаю его мощь и взрослость, он и рад стараться)

Я уже начала заниматься с математическими карточками, просто хотелось подтверждения, что это не напрасная трата времени, хотя минута-две в день - это не такая уж и нагрузка) скиньте, если не затруднит, программу с точками - у нас мальчик очень компьютером заинтригован, может, с монитора дело повеселее пойдет, мой адрес taoky@mail.ru

А как по вашему опыту, Алексей, ребенок реально способен отличить 72 точки от 80? Или имеет смысл остаться в пределах двух десятков, равенств и тд?
Спасибо!

А к последующему комменту я бы добавила свое наблюдение: мне показалось, что детство Максима стало более счастливым, когда мы начали заниматься всем понемногу - и математикой, и геометрией, и географией, и рисованием, я вижу, что ему реально интересно, а времени это занимает не так уж много. Подготовка да, требует времени, а ребенок-то тратит на занятие от пяти секунд до десяти минут. Зато он ужасно гордится своими успехами)
a_katkov
Mar. 7th, 2012 11:38 am (UTC)
Последний абзац замечательный:) Именно интереснее и счастливее. Мы тоже потому и занимаемся, что и самим интересно и видно, что ребенок в восторге!

Точки скину попозже с другого компьютера.

Я думаю имеет смысл просто показывать и не ждать результатов. Все количества. И выложить их на видное место и играть -мы сейчас с Тимом дороги строим. Просто, не называя. Потом машинка остановилась на светофоре и спрашивает. А какая это улица. И.... угадывает. Потом переворачивает и проверяет сколько там точек (но он уже числа все знает).

В общем игры придумывать можно, даже не просто показы делать.
Вы обязательно найдете варианты свои - ведь у каждого ребенка они индивидуальные.
taoky
Mar. 7th, 2012 12:26 pm (UTC)
Спасибо, Алексей!
a_katkov
Mar. 7th, 2012 03:42 pm (UTC)
программу скинул на почту - ловите!
gil_goodness
Apr. 11th, 2012 07:28 pm (UTC)
Алексей, добрый вечер, а можно и мне скинуть на почту программку по точкам? Сын внимательно смотрит примеры, а вот изучать сами точки до 100 не очень хочет, приходится прибегать к ухищрениям... goafan@yandex.ru
Заранее спасибо)))))))))))
a_katkov
Apr. 11th, 2012 07:39 pm (UTC)
отправил:)
hockey_daddy
Mar. 7th, 2012 10:26 am (UTC)
Алексей, мы дублируем свой блог в другой соц. сети (где одни мамочки). Так вот на посты о чтении и математике (в меньшей степени на посты о спорте) 40% комментариев мы получем с вопросом "А зачем?" "Зачем это надо малышу в таком возрасте?" "Вы лишаете ребенка детства!" Бывают даже прямые оскорбления. И объяснить бывает практически невозможно! Думаю, все зависит от отношения родителей вообще к раннему развитию, а не к чтению в частности. Если человек воспринимает идею ранннего развития, то и плюсы от занятий всегда сможет найти.

Правильно сказано, что все эти так называемые "занятия" - это занятия только для родителей. Для детей же это игры, такие же интересные как машинки, куклы...

Тим молодец! Отлично читает!
a_katkov
Mar. 7th, 2012 11:07 am (UTC)
Да, Лена тоже с таким же успехом общалась на одном форуме:) В итоге перестала нервировать общественность.

Все-таки ЖЖ идеальный ресурс для общения. В друзьях оказываются люди, которым интересно подобное общение и развитие ребенка. Не могу сказать что на других форумах мамам оно не интересно - просто слишком большой разбег в интересах. В любом случае в ЖЖ свобода выбора -не хочешь не читаешь.

На самом деле "занятия для родителей" это самое важное. Если ребенок с детства видит увлеченность родителей, то, что они заняты, а не лежат на диване, то и ребенок, вероятно, вырастет таким.

Я писал именно про то, что чтение ради чтения книг в этом возрасте -это неверная цель для родителей.

Верная цель - сделать игру из чтения и играть в слова и буквы.
gorumelka
Mar. 7th, 2012 11:07 am (UTC)
У вашего сына есть предрасположенность к цифрам. И это хорошо. Но нвот у меня дочка дочка на любые попытки поиграть в что-то с этим связанное или включить элементы букв/цифр в игру абсолютно никакого успеха не имеют (
a_katkov
Mar. 7th, 2012 11:20 am (UTC)
Значит просто надо ждать момента интереса.
Я уже писал как-то, что у каждого ребенка возникает интерес к тому что вокруг. Читая малышей вижу. что почти ВСЕ дети испытывают интерес к буквам в районе 1.6-1.8 года. Если это не трансформируется в действия родителей по поддержанию и развитию этого интереса - он угасает. Если его не развивать лет до 6 - то он будет все менее и менее выражен.
Поэтому я думаю варианты всегда можно найти.
Есть чудесные книжки о путешествиях героев в стране цифр, тот же известный Томарик и кубарик. Наверняка девочка с радостью посчитает на сколько платьев ей хватит денег или сколько заколок можно купить на 100 рублей.
Вижу по Тиму, что все его слабые места - это наша лень и нежелание придумать что-то интересное, чтобы его этому научить.

Так что - зная своего ребенка, вы 100% сможете придумать как заинтересовать принцессу цифрами. Даже если не будет фанатеть - считать точно сможет быстро научиться. И кстати - ведь учиться то все равно придется - тогда зачем терять время, если вам придется и так это делать медленно и постепенно?
maslyenok
Mar. 8th, 2012 09:20 pm (UTC)
Насчет интереса малышей к буквам именно в возрасте 1,6-1,8 соглашусь. Я как раз в этот период купила малышу мольберт с буквами и алфавит в виде магнитов на холодильник (если честно, то последнее со своей корыстной целью - чтобы приготовить и помыть посуду можно было, пока он их рассматривает:)))) Он начал спрашивать меня что за буква, а я, занимаясь своими делами, называть. Для меня было полной неожиданностью, когда через два месяца я обнаружила, что он безошибочно показывает в любом слове любую букву!!!
a_katkov
Mar. 9th, 2012 04:35 am (UTC)
вот именно так и мы все учили. Незаметно и постепенно.
И поймав предварительно желание!
gorumelka
Mar. 9th, 2012 12:50 pm (UTC)
да, конечно, мы пытаемя. и дочка у нас считает хорошо. но вот с буквами никак пока. многие знает, умеет писать. но к чтению никакого интереса.. я думаю, что все-таки у детей есть определенные наклонности. и поэтому не очень расстраиваюсь, когда все мои попытки в слабых областях имеют низкий результат. Но вы правы в том, что да, надо развивать свою (родителей) фантазию, искать разные пути. Даже на несколько моментов меня навели в плане букв, буду пробовать, спасибо ))
a_katkov
Mar. 9th, 2012 06:39 pm (UTC)
Да, нам - родителям и самим есть над чем поработать:) Над собой в первую очередь:) что сложнее всего.
Воспитать ребенка проще, чем воспитать себя. Но дети в этом здорово помогают!
asgert
Mar. 7th, 2012 11:11 am (UTC)
"не будь у него яркой увлеченности цифрами, буквами и чтением"

начинаю думать, что девочки все же отличаются =))))
у нас увдеченность только последним - не важно, читаем книги, стихи, цельным словом, с картинками или без.
а вот к символам Варвара реально равнодушна.
помогла ножиданно гговорящая математика заинтересоваться
a_katkov
Mar. 7th, 2012 11:21 am (UTC)
Конечно девочки отличаются. С точки зрения обучения, с моей точки зрения, только в лучшую сторону. Они больше настроены слушать, более внимательные и усидчивые, чем мальчишки:)
Вот вы и подтвердили, что важно найти ВАШ интерес - заинтересовать можно любого!
ira_greenshoes
Mar. 7th, 2012 11:53 am (UTC)
ааа)) смеялась в голос:))) Коста Плаце! Теленом:)))
а Астротун чего стоит?:) как здорово, что успели снять.
a_katkov
Mar. 7th, 2012 12:10 pm (UTC)
это да! вы только представьте как мы тут хохотали:)
Это было что-то!!!!!
Тим придумщик!
el4er
Mar. 7th, 2012 12:37 pm (UTC)
согласна с такой точкой зрения, поэтому и знакомлю Г с цифрами/буквами, т.е. не ради того, чтобы он именно читал, а именно играя знакомился с символами. Ведь ни у кого не возникает вопросов, для чего ре учить названия животных (вот зайка, вот лиса...), почему же возникают подобные вопросы здесь. Мне вот больше интересно, почему вы ставите целью скорость чтения, ведь все таки важнее качество на мой взгляд
a_katkov
Mar. 7th, 2012 01:05 pm (UTC)
Ставим цели, потому что когда есть навык - его надо развивать. поэтому играя и складывая смешные слова мы его развиваем. И скорость чтения растет. Чтобы была к чему стремиться -должна быть цель. Как и у всякой другой деятельности. Сами так поступаем и Тима тому же учим.
rmki
Mar. 7th, 2012 12:47 pm (UTC)
Алексей, как правильно вы все написали. Согласна с вами и дети тому полное подтверждение. Если Тим увлекся такой игрой, могу вам посоветовать очень веселую книгу по такому же принципу http://www.labirint.ru/books/270095/ (страницы книги разрезаются пополам и получаются совершенно новые животные и стихи)
a_katkov
Mar. 7th, 2012 01:06 pm (UTC)
спасибо огромное - книгу уже в корзину сложил! Купим и поиграем!
iressa
Mar. 7th, 2012 02:01 pm (UTC)
Тимун-хохотун) Сестрица, с наступающим праздником!
a_katkov
Mar. 7th, 2012 03:26 pm (UTC)
Спасибо т.Ира. Поздравления передал -тебя тоже с наступающим!!!!
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow