?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Закончился очередной шахматный турнир. Который, к общему огорчению, Тим отыграл плохо.

Для начала смешное. Тим с мамой перед сном:
-Тим, расскажи что будем делать в плане шахмат дальше?
- Что-что... Тебе мама возьмем психолога, а я буду потихоньку исправлять ситуацию.



Разбор полетов, обсуждение с Тимуром обозначило несколько моментов, над которыми стоит поработать:

1) В игре уже наступила стадия, когда многие ходы в начале партии делаются автоматически. То есть он уже не раздумывает над определенными моментами, старается на автомате развить фигуры, а уже потом включиться в игру. Но при достаточно активной и обдуманной атаке соперника в дебюте это обстоятельство становится большим минусом.  По обсуждению с родителями в шахматной школе через это проходят многие дети. И у всех примерно на третьем году занятий. Похоже на пик аварий у водителей с трехлетним стажем. Когда кажется, что ты уже многое знаешь и приходит автоматизм, но предвидение ситуаций на дорогах пока слабое. При индивидуальной работе с тренером этого можно было бы избежать, так как тренер настаивал бы на отработке разных моделей начала игры. А вот при работе к группе - вряд ли.
В этом смысле есть над чем подумать. Информация на лекциях идет в основном вширь: новые дебюты, новые ловушки и пр. А вот серьезного углубления в каждую ситуацию и отработки навыка в школе на занятиях добиться тяжело. А именно там, в продолжениях ходов и находится проигрышная и выигрышная позиция.
К примеру, перед первой партией мы еще раз разобрали 6 партию Фишер-Спасский. И Тим использовал ее вариант в игре. И что? сразу результат!!! Выиграл у мальчика, который в итоге стал лидером турнира. Тим стал одним из двух человек, которым он проиграл.
Мама и мальчик в шоке, мы случайно стали свидетелями их разговора в раздевалке, где мальчик говорил: "Он играл какую-то незнакомую партию. Я ничего не смог сделать".

2) Несдержанность. Тимур обдумывает ход, пока думает соперник, придумывает хороший ответ. И вот тут наступает момент, когда соперник ходит, а Тим, уже придумав ход, не учитывает то, что ситуация с ходом соперника изменилась. Часто оказывается, что ход соперника изменил ситуацию, либо соперник напал на важную фигуру и нужно сначала ее защитить, а уже потом реализовать задуманную комбинацию.
Здесь же общая у детей привычка хватать фигуру в момент обдумывания, а не окончательного решения ходить. И потом уже приходится ходить этой фигурой, даже увидев более выигрышный вариант хода.

3) Эндшпили. Здесь сыну не хватает стремительности с. В итоге он "гоняет соперника" по полю слишком долго, затягивает окончание. Либо теряет инициативу и упускает возможность, так как каждый лишний ход дает возможность сопернику выйти сухим из воды или добавляет риска ошибок. Если соперники приходят к эндшпилю с равными силами, то Тиму сложно сконцентрироваться на главном, часто теряет пешки просто так и мало обращает внимания на пешки соперника. Это понятно, ведь эндшпиль - кропотливая работа по выгадыванию, высчитыванию маломальских преимуществ на несколько ходов вперед, а детям это еще сложно делать.

Есть о чем подумать, над чем работать.
В шутку даже спросили Тима: "Может бросишь шахматы?" На что получили категорический отказ!
promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

mary_s_mirom
Mar. 15th, 2016 09:19 pm (UTC)
Алексей, а у Тима на уроке можно присутствовать на уроке? вы там бываете? или только за дверью можно находится?
Как вы ориентируетесь в том, что они прошли на уроке? Тим достаточно взрослый, чтобы самому рассказать, что было на уроке?

Мы ходим первый год, я чаще присутствую на занятиях, чтобы самой быть в курсе. Учусь вместе с ним, т.к. до этого ничего про шахматы не знала. Дома ученики читаем потихоньку, и задачки решаем.

У меня к вам еще вопрос: поедете ли вы летом в шахматную школу? можете что-нибудь нам посоветовать? и стоит ли туда отправляться, если ребенок всего 1 год прозанимался? Процесс его захватил, ему очень нравится! да и у меня есть энтузиазм по этому поводу.
a_katkov
Mar. 16th, 2016 06:07 am (UTC)
Да, конечно, родители могут находиться на уроке. Первые годы вообще обязательно, потому что начинают все в 5-6 лет, часто до школы. Не умея записывать. Поэтому родители фиксируют материал.
Сейчас Тима на шахматы возит няня, поэтому я не в курсе что они проходят. Иногда Тимур делится. Иногда нет. Я вижу примерно тему по заданиям на выходные. Когда Тим их делает, я вместе с ним. В итоге мой уровень растет. Ну и по ходу Тимур говорит что и как надо делать, исходя из урока и его понимания.

У вас совершенно правильная политика - первые годы непременно надо чтобы Вы были в курсе темы, чтобы сами проходили ее. потому что интерес еще хрупкий и нужна помощь и поддержка.

Насчет сборов мы пока не решили. Думаем или 1 раз летом или может быть на осенние каникулы опять. Будем по погоде смотреть - если погода будет хорошая - может лучше на дачу поедем.

Отправлять точно стоит. Уровень очень вырастет. Там все равно их разбивают на группы в зависимости от уровня знаний и опыта. Ну и вообще там здорово. Нам понравилось. Немного аскетично в плане питания -но мы сами едим просто - нам не напряжно было. Это я про Горизонт. Насколько я знаю в июне будут сборы в другом месте.

А как Вам самой шахматы? нравится?
mary_s_mirom
Mar. 16th, 2016 08:54 pm (UTC)
Да, мне они очень нравятся, но я играю на очень слабом уровне, чуть лучше сына. Т.е. муж и отец меня обыгрывают всегда и легко :) А вкладывать много сил и времени в повышение своего мастерства жалко. Пока это получается делать параллельно с сыном, но надеюсь, что скоро он меня обгонит и я уже не смогу ему помогать как "тренер". Думаю, тогда пора будет нанимать личного тренера. Причём мечта - чтобы он приезжал домой, чтобы экономить силы и время ребенка на дорогу. Посмотрим, насколько это будет нормально для нас по деньгам. Пока справляемся чтением учебников и проработкой решебников/задачек. Вот еще "Шахматы с Олесей" в ю-тубе меня заинтересовали. Покажу на днях сыну.

А поделитесь ссылкой на эту летнюю школу в июне, может мы таки поедем туда, и вы тоже? Встретимся там :)
a_katkov
Mar. 17th, 2016 05:59 am (UTC)
ну это логично , что однажды нашего мастерства не хватит:) мы тоже рассматриваем тренера. Хотелось бы или скайп или дома
Логистика в москве - ужасно отнимает время и силы и сводит на нет все.

Насчет курсов http://cdsh.ru/novosti/item/1416-detskie-sbory-23-31-marta.html
Вот тут про мартовские сборы можно посмотреть.
А летом кажется с 1 по 9 июня.
Мы тоже пока думаем, но если соберемся - непременно встретимся значит:)
mary_s_mirom
Mar. 17th, 2016 10:17 pm (UTC)
спасибо!
Эх, со сборами, наверное, отложим. В июне у нас школа дошколят = притирка к классу и учительнице, так что не получится :( а в августе, надеюсь, море.
a_katkov
Mar. 18th, 2016 08:25 am (UTC)
ничего страшного!!! еще времени много - успеете

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow