Закончился очередной шахматный турнир. Который, к общему огорчению, Тим отыграл плохо.
Для начала смешное. Тим с мамой перед сном:
-Тим, расскажи что будем делать в плане шахмат дальше?
- Что-что... Тебе мама возьмем психолога, а я буду потихоньку исправлять ситуацию.

Разбор полетов, обсуждение с Тимуром обозначило несколько моментов, над которыми стоит поработать:
1) В игре уже наступила стадия, когда многие ходы в начале партии делаются автоматически. То есть он уже не раздумывает над определенными моментами, старается на автомате развить фигуры, а уже потом включиться в игру. Но при достаточно активной и обдуманной атаке соперника в дебюте это обстоятельство становится большим минусом. По обсуждению с родителями в шахматной школе через это проходят многие дети. И у всех примерно на третьем году занятий. Похоже на пик аварий у водителей с трехлетним стажем. Когда кажется, что ты уже многое знаешь и приходит автоматизм, но предвидение ситуаций на дорогах пока слабое. При индивидуальной работе с тренером этого можно было бы избежать, так как тренер настаивал бы на отработке разных моделей начала игры. А вот при работе к группе - вряд ли.
В этом смысле есть над чем подумать. Информация на лекциях идет в основном вширь: новые дебюты, новые ловушки и пр. А вот серьезного углубления в каждую ситуацию и отработки навыка в школе на занятиях добиться тяжело. А именно там, в продолжениях ходов и находится проигрышная и выигрышная позиция.
К примеру, перед первой партией мы еще раз разобрали 6 партию Фишер-Спасский. И Тим использовал ее вариант в игре. И что? сразу результат!!! Выиграл у мальчика, который в итоге стал лидером турнира. Тим стал одним из двух человек, которым он проиграл.
Мама и мальчик в шоке, мы случайно стали свидетелями их разговора в раздевалке, где мальчик говорил: "Он играл какую-то незнакомую партию. Я ничего не смог сделать".
2) Несдержанность. Тимур обдумывает ход, пока думает соперник, придумывает хороший ответ. И вот тут наступает момент, когда соперник ходит, а Тим, уже придумав ход, не учитывает то, что ситуация с ходом соперника изменилась. Часто оказывается, что ход соперника изменил ситуацию, либо соперник напал на важную фигуру и нужно сначала ее защитить, а уже потом реализовать задуманную комбинацию.
Здесь же общая у детей привычка хватать фигуру в момент обдумывания, а не окончательного решения ходить. И потом уже приходится ходить этой фигурой, даже увидев более выигрышный вариант хода.
3) Эндшпили. Здесь сыну не хватает стремительности с. В итоге он "гоняет соперника" по полю слишком долго, затягивает окончание. Либо теряет инициативу и упускает возможность, так как каждый лишний ход дает возможность сопернику выйти сухим из воды или добавляет риска ошибок. Если соперники приходят к эндшпилю с равными силами, то Тиму сложно сконцентрироваться на главном, часто теряет пешки просто так и мало обращает внимания на пешки соперника. Это понятно, ведь эндшпиль - кропотливая работа по выгадыванию, высчитыванию маломальских преимуществ на несколько ходов вперед, а детям это еще сложно делать.
Есть о чем подумать, над чем работать.
В шутку даже спросили Тима: "Может бросишь шахматы?" На что получили категорический отказ!
Для начала смешное. Тим с мамой перед сном:
-Тим, расскажи что будем делать в плане шахмат дальше?
- Что-что... Тебе мама возьмем психолога, а я буду потихоньку исправлять ситуацию.
Разбор полетов, обсуждение с Тимуром обозначило несколько моментов, над которыми стоит поработать:
1) В игре уже наступила стадия, когда многие ходы в начале партии делаются автоматически. То есть он уже не раздумывает над определенными моментами, старается на автомате развить фигуры, а уже потом включиться в игру. Но при достаточно активной и обдуманной атаке соперника в дебюте это обстоятельство становится большим минусом. По обсуждению с родителями в шахматной школе через это проходят многие дети. И у всех примерно на третьем году занятий. Похоже на пик аварий у водителей с трехлетним стажем. Когда кажется, что ты уже многое знаешь и приходит автоматизм, но предвидение ситуаций на дорогах пока слабое. При индивидуальной работе с тренером этого можно было бы избежать, так как тренер настаивал бы на отработке разных моделей начала игры. А вот при работе к группе - вряд ли.
В этом смысле есть над чем подумать. Информация на лекциях идет в основном вширь: новые дебюты, новые ловушки и пр. А вот серьезного углубления в каждую ситуацию и отработки навыка в школе на занятиях добиться тяжело. А именно там, в продолжениях ходов и находится проигрышная и выигрышная позиция.
К примеру, перед первой партией мы еще раз разобрали 6 партию Фишер-Спасский. И Тим использовал ее вариант в игре. И что? сразу результат!!! Выиграл у мальчика, который в итоге стал лидером турнира. Тим стал одним из двух человек, которым он проиграл.
Мама и мальчик в шоке, мы случайно стали свидетелями их разговора в раздевалке, где мальчик говорил: "Он играл какую-то незнакомую партию. Я ничего не смог сделать".
2) Несдержанность. Тимур обдумывает ход, пока думает соперник, придумывает хороший ответ. И вот тут наступает момент, когда соперник ходит, а Тим, уже придумав ход, не учитывает то, что ситуация с ходом соперника изменилась. Часто оказывается, что ход соперника изменил ситуацию, либо соперник напал на важную фигуру и нужно сначала ее защитить, а уже потом реализовать задуманную комбинацию.
Здесь же общая у детей привычка хватать фигуру в момент обдумывания, а не окончательного решения ходить. И потом уже приходится ходить этой фигурой, даже увидев более выигрышный вариант хода.
3) Эндшпили. Здесь сыну не хватает стремительности с. В итоге он "гоняет соперника" по полю слишком долго, затягивает окончание. Либо теряет инициативу и упускает возможность, так как каждый лишний ход дает возможность сопернику выйти сухим из воды или добавляет риска ошибок. Если соперники приходят к эндшпилю с равными силами, то Тиму сложно сконцентрироваться на главном, часто теряет пешки просто так и мало обращает внимания на пешки соперника. Это понятно, ведь эндшпиль - кропотливая работа по выгадыванию, высчитыванию маломальских преимуществ на несколько ходов вперед, а детям это еще сложно делать.
Есть о чем подумать, над чем работать.
В шутку даже спросили Тима: "Может бросишь шахматы?" На что получили категорический отказ!
Comments
по-моему, неудачи учат больше, чем победы. и характер закаляют ;)
мой преподаватель всегда говорил, если тебе не трудно, если ты не ошибаешься, значит не идешь вперед...
Тимур насмешил в зарисовке с мамой :)))
Характер да, но не могу сказать чтобы расстройство у Тима носило деструктивный характер: он не рыдает, в истерике не бьется. Хотя плачущие дети - обычное зрелище на турнирах.
Считаю да, проигрыш тоже нужны.
И, да, проигрыши нужны.
Это и опыт, и умение принимать поражение, и умение ценить победы. :)
Edited at 2016-02-29 09:54 am (UTC)
Спасибо.. тут успех как таковой уже есть:) это любовь к игре.
Потому что вполне может так быть, что шахматы не будут его работой. Главное что они очень полезны в плане мышления.
Но если вдруг ему будет нравится - почему нет.
Edited at 2016-02-29 10:08 am (UTC)
А какой у Тимура сейчас разряд?
Большое спасибо за пожелание!
Все еще впереди!
Edited at 2016-02-29 10:26 am (UTC)
В этом смысле, это не провокация, просто мы обозначили свою позицию, что шахматы - не обязаловка, и выбор за ним.
Это мы просто рассуждали, что помешало хорошо играть. Ну и спросили: может быть тебе просто не интересно?
То есть это просто в плане предположения. Я думаю ребенку и такое надо тоже понимать: для себя в душе ответить на этот вопрос. И знать, что какое-то занятие не висит над ним в качестве обязаловки.
Edited at 2016-02-29 12:59 pm (UTC)
Про психолога вообще в точку. Надо же так уловить суть.
Тим даже подписывает в записях: дебют четырех коней, ферзевый гамбит, какая защита и пр.
Дебюты по партиям и не учат, а вот развитие дебютов и их вариации - рассматривают (а не учат) как раз по партиям. В каждом дебюте после нескольких ходов начинаются разветвления, в которых есть интересные "проверенные" ходы, на которые второй ребенок не знает выигрышного варианта хода. Также там есть готовые как дети говорят "ловушки", которыми можно пользоваться, не просчитывая самому этот вариант: просто зная.
Я думаю вы понимаете о чем идет речь.
Edited at 2016-03-01 04:49 pm (UTC)
А тренер индивидуальный конечно нужен. Думаем в этом направлении.
Мамы все такие - волнуются, переживают:) Это и хорошо:)