?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сам по себе

Интересный вопрос: Может ли ребенок занять себя сам и на сколько времени? Однако, вопрос не полный и я бы добавил к этому еще вопрос: чем ребенок может себя занять?

Когда ребенок может играть один - это хорошее качество, которое говорит об усидчивости, умении концентрироваться, о спокойствии малыша. Но как и чем он при этом занимается - не менее важно. Если изначально не обучать ребенка определенным занятиям, играм, поведению, а просто оставлять его сначала в манеже, а потом в комнате одного, наверное он тоже научится занимать себя сам, но что он при этом будет делать? Вряд ли он начнет сам рисовать или собирать конструктор, играть в ролевые игры или делать поделки из собранных в лесу листьев, желудей, шишечек и палочек. Скорее всего, он научится лишь пялиться в телевизор, возле которого наверняка стоит манеж, либо перекладывать игрушки, валяющиеся в манеже с места на место.

В одном моем посте меня спросили, а бывает ли Тимур когда-нибудь предоставлен сам себе. Конечно бывает.Мы всегда знали также, что Тимур может заниматься чем-либо сам, однако никогда не задумывались над вопросом, сколько по времени может. За пару дней мы провели ряд что называется замеров с видео и вот что выяснилось:

Тимур сейчас может целый час абсолютно самостоятельно рисовать. Вот пять минут из этого часа:



Тимур может полчаса да и более играть в конструктор и машинки:




Тимур может два часа играть с другими детьми в детском городке (видео есть в моем предыдущем посте):

Также Тимур может час самостоятельно играть в ванне, но об этом мы знали уже давно.

Из эксперимента с рисованием мы также вынесли очень важную вещь: когда ребенок научается с помощью взрослых делать что-либо, далее он самостоятельно начинает оттачивать свои навыки. Здесь-то и проявляются заложенные родителями качества: усидчивость, целеустремленность, концентрация внимания, спокойствие. Все эти качества отнюдь не генетика, как утверждают родители тех детей, которые не умеют ничем заниматься. Итак, ребенок, научившись у родителей определенным занятиям, потом самостоятельно этим занимается. Верно и обратное - видя что родители чаще возлежат на диване у телевизора и ничего не делают (с точки зрения созидательной деятельности) вряд ли ребенок захочет самостоятельно что-то сделать. Верно это утверждение и в смысле вредных привычек. Видя что родители сидят в компьютере - дети начинают заниматься тем же и никакие увещевания не помогают. Видя, что родители курят - дети начинают курить. И никак иначе. Чем больше занятий родители дают малышу, чем больше показывают своим положительным примером -  тем разнообразнее у него выбор, когда он один, и тем ему интереснее идти по жизни. Поэтому вопрос чем может заниматься самостоятельно малыш показывает, чему же его учили с рождения родители.

А еще я в эти дни понял, что в начале жизни для ребенка наиболее ценно время, проведенное с родителями, а не умение обходиться без них.
promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 53 comments — Leave a comment )
mamamarusa
Sep. 21st, 2010 07:38 pm (UTC)
Согласна. Могу подписаться под каждым Вашим суждением.
Видео впечатляет и улыбает!
a_katkov
Sep. 22nd, 2010 08:59 am (UTC)
Спасибо!
geksly
Sep. 22nd, 2010 05:56 am (UTC)
мой Ваня умеет играть сам с собой уже давно. он катает машинки, может рисовать красками или фломастерами, закапывать в крупу фигурки и так далее.
телевизор (мульты) он тоже смотрит один - я в это время глажу, готовлю или занимаюсь еще чем-то. у нас пошло это изначально - когда он был совсем маленький, то гладила рядом но тоже с мультиками.
вместе мы смотрим Спокойной ночи, малыши ) и иногда какие-то новые мультики всей семьей
сейчас я купила ему набор инструментов, дрель, ящик для всего этого добра и спец.конструкторы которые можно этим собирать. в данный момент наше любимое занятие )
a_katkov
Sep. 22nd, 2010 09:01 am (UTC)
Конструктор и набор инструментов - это очень хорошая тема. Мы уже себе присмотрели их. Мальчику это вообще отлично! Кстати, какой у вас набор - можно посмотреть? Мы хотим Black&Decker.
(no subject) - bagira73 - Sep. 22nd, 2010 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 22nd, 2010 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - geksly - Sep. 22nd, 2010 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 22nd, 2010 02:06 pm (UTC) - Expand
happy_feona
Sep. 22nd, 2010 07:07 am (UTC)
наша девица может минут 5-10 в комнате погреметь игрухами. но я обычно сажаю ее в стульчик для кормления или на пол - и сама рядом чето делаю - посцуду мою вещи перекладываюб пылесошу (причем можно уйти в др комнату с пылесосом . седня вот пардон мылась - посадила ее в троне у ванной а сама ширк ширк буль буль. ну по крайней мере визуальный контакт без телесного - минут тридцать может себя развлекать. но нам еще 7 мес.
a_katkov
Sep. 22nd, 2010 09:03 am (UTC)
в 7 месяцев мама конечно нужнее всего и постоянно должна быть с доступе:) У них некая самостоятельность, я так смотрю, после 1,5 лет начинается, когда багаж моделей игр уже есть.
(no subject) - happy_feona - Sep. 22nd, 2010 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 22nd, 2010 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - happy_feona - Sep. 22nd, 2010 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 22nd, 2010 03:19 pm (UTC) - Expand
olga_galeeva
Sep. 22nd, 2010 09:13 am (UTC)
Леша, тебе нужно написать книгу на основании своего блога. Пособие для правильных родителей (или что то в этом духе, но прикольное). А когда Тимур вырастет, можно переиздать книгу, но уже под названием "Как вырастить гения или просто очень талантливого человека". Тебе еще не предлагали в журнал статьи писать?
a_katkov
Sep. 22nd, 2010 09:25 am (UTC)
Оля спасибо:) пока не думал в этом направлении, но мысль интересная:) Прежде чем издавать надо вырастить гения или хотя бы талант:) Над этим пока и работаем:)
(no subject) - wizarda - Sep. 22nd, 2010 06:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - happy_feona - Sep. 22nd, 2010 09:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 23rd, 2010 07:06 pm (UTC) - Expand
ksine
Sep. 22nd, 2010 09:44 am (UTC)
Ого! Даже целый пост на эту тему! :)
Я могу зазнаться :)

По теме хочу написать одну вещь. Всё, что Вы написали, - это безусловно правда, и правильно, когда родители занимаются ребенком. Но без генетики всё же не обходится - усидчивость, спокойствие и темперамент по большей части закладываются генетически. Я знаю родителей, которые занимаются с ребенком с детства, но ребенок неусидчив и гиперактивен. Своими усилиями они многого добиваются, но такого результата, например, как у вас, у них никогда не будет. Есть даже пример родителей двоих детей, которые, ну, абсолютно разные.
Нисколько не хочу уменьшить Ваши заслуги, но, согласитесь, Вам всё-таки немножечко повезло с Тимуром :)
a_katkov
Sep. 22nd, 2010 02:45 pm (UTC)
Здесь получается как и в бизнесе - 2 пути развития.
Первый - интуитивное движение вперед. И там многое решает случай и везение. Большинство людей и в бизнесе и в жизни движутся именно так. Случайные зачатия, имена, которые принято давать в семье, или как бабушек/дедушек звали и т.д.
Второй вариант: системность (создание бизнес-плана, идей, целей, механизмов и пр).
Если бы мы двигались по первому варианту в развитии Тимура, я бы с вами согласился.Но мы в общем планировали многое (понятно что все запланировать нельзя и не все зависит от нас, но то, что зависит, мы сделали)
Чтобы Тимур был здоров - за полгода до зачатия стали питаться еще более правильно, пить витамины, фолиевую кислоту, много гулять. Мы хотели именно Козерога. Чтобы был настойчивым, усидчивым, крепко стоял на земле.
Подбирали имя, чтобы оно дополняло и усиливало эти хорошие качества Козерога. Много прочитали по раннему развитию и выбрали те вещи, которые близки нам.
Мы ждали Тимура в любви, радости и счастье.
В качестве везения и случая я склонен признать только нашу с Леной встречу. Потому что с другим человеком я бы этого сделать не смог. Но и то, многое определило то, что мы встретились не в юности, а сейчас, когда у каждого уже был большой жизненный опыт.
Поэтому занятия с Тимуром легли на уже хорошую и подготовленную почву и дали хорошие всходы.
Глядя на все вышеописанное трудно понять где тут могло быть везение.
Что касается детей с которыми занимаются вроде, но все бестолку.. Тут либо занятия не в той форме, либо ребенок не устает, а ему надо куда-то выплеснуть энергию, либо ребенок например, Близнец, а ему пытаются академическим способом знания дать.
Надо искать другие способы, формы, другие знания и навыки. Может с ним просто не тем занимаются, в чем он талантлив?
А по поводу двух детей - они что близнецы? Или они разного возраста? Если разного - значит не одинаково занимались, не одинаково планировали, не одинаково время уделяли. Одного назвали Глеб, другого Даник. Понятно, что это будут разные люди. Если близнецы, то уже одно то, что имена разные - много значит.
(no subject) - ksine - Sep. 22nd, 2010 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 23rd, 2010 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - happy_feona - Sep. 23rd, 2010 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 23rd, 2010 06:45 pm (UTC) - Expand
wizarda
Sep. 22nd, 2010 10:22 am (UTC)
Мне кажется ролевые игры ребенок осваивает сам.
Я в детстве много фантазировала, придумывала новые миры, при этом родители меня этому не учили.
Рисовать конечно нужно учить, я даже помню как училась)
Мой Тим может поиграть сам, сейчас и игрушки выпускают очень понятные для малыша. Можно нажимать кнопочки, греметь, рассматривать, тянуться.
А индивидуальное развитие я думаю генетически закладывается. Я в полтора года уже много говорила, причем предложениями. Рисовала зверей и людей. Тимур сейчас тоже много болтает, говорит уже отдельные слова. Хотя речью его я специально не занимаюсь.
А вы с женой куда-то ходите без Тимура? Я хоть и мама, но личное пространство для меня важно, я встречаюсь с друзьями, хожу в спортклуб, планирую в будущем много путешествовать. Возможно все это потом будет с ребенком, но сейчас личное время мне очень нужно)
a_katkov
Sep. 22nd, 2010 03:12 pm (UTC)
У нас есть одна знакомая девочка, с которой никто не занимался и не играл в ролевые игры. Все что она делает - скачет, прыгает, бегает. Вроде бы нормальный ребенок - да, но играть она не умеет. Мы Тимуру показывали всегда ролевые сказки и уже в 1.3. он играл в Теремок, сделанный из конструктора, сам. Может быть в 3 года он и сам бы начал, но почему не показать? Ведь в ролевых играх, придуманных малышом, он сам формирует модели поведения. А если вы показали, вы можете показать ПРАВИЛЬНЫЕ модели (сопереживание, участие, заботу и т.п.)

Тим у вас молодец - это видно по вашим успехам!

Мы планировали и ждали Тимура не в 20 лет, когда хочется потусоваться, погулять. Мы ждали его в осмысленном возрасте, планировали, хотели научить его определенным вещам. И теперь, бросать это ради выпивки и тусовки в клубе или лишнего похода в кино мне не хочется. Мы вполне могли бы нанять няню, но у нас приоритет другой. У нас в приоритете - Тимур.
Я езжу ежемесячно в Минск и провожу там несколько дней со старшими детьми, Лена вот в субботу поедет на день в Питер по работе, встречаемся с однокурсниками, друзьями. Настоящие друзья и родственники бывают часто у нас или мы у них с Тимуром. Я лишь хочу сказать, что мы выбираем быть вместе и с Тимуром. Для нас проект "Тимур" слишком интересен, чтобы размениваться походы в клуб или ресторан. Путешествуем мы вседа вместе.

этот пост сегодня в Малышах, очень хорошо отражает наше мировоззрение на этот счет: http://community.livejournal.com/malyshi/26850088.html
(no subject) - wizarda - Sep. 22nd, 2010 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 23rd, 2010 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wizarda - Sep. 24th, 2010 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 24th, 2010 11:21 am (UTC) - Expand
aygen
Sep. 22nd, 2010 10:30 am (UTC)
как старательно рисует :)
беру опыт на заметку!
a_katkov
Sep. 22nd, 2010 02:05 pm (UTC)
:)ждем ваших успехов. Будем устраивать виртуальные выставки:)
olgasca
Sep. 22nd, 2010 12:13 pm (UTC)
думаю, что в Тимуре комплекс - и труд и внимание родителей и природная усидчивость - есть такие дети, которым ну совсем не интересно рисование или только чуть-чуть и у них другие предпочтения. Тимуру повезло, что достались такие внимательные родители и обнаружили его склонности и будущие таланты :). у нас скорее регресс - до почти года малыш утром сам играл час-полтора. все исследовал. а терерь постоянно требует маму - почитать (а вы читаете Тимуру?) и поиграть. жду полутора лет. может и правда будет более самостоятельным? :)
a_katkov
Sep. 22nd, 2010 03:17 pm (UTC)
Про чтение. Мы читаем очень много. У меня даже где-то пост про наши книги был. ТИмуру очень нравится слушать сейчаС, водить пальчиком по строчкам. Кроме того, я очень легко запоминаю стихи (такая вот особенность). Поэтому с рождения читал наизусть Тимуру целые поэмы типа "Бородино", длинные стихи типа Мухи-Цокотухи, Телефона и т.п. У меня их на памяти очень много и я читаю их ему когда гуляем.
Сейчас планируем купить Тимуру сказки воспитывающие характер (там где имя надо вставлять).
Очень любит сесть, прижаться к маме или папе и слушать стихи.

Конечно, индивидуальные склонности никто не отменял. Но родители , как правило, их знают и могут подстраиваться.
swordfish_m
Sep. 22nd, 2010 08:16 pm (UTC)
Какой у Вас Тимур усидчивый и спокойный!!!! Я просто поражена!
Вот одно не понимаю, почему же у нас Даня не может и 5 минут на месте посидеть и одним делом позаниматься, все бегать и прыгать ему надо. Вроде ни кто не прыгает и не носится дома, кто ему такой пример подает? Как говорит одна моя знакомая - шило в попе-наш внутренний стержень!
a_katkov
Sep. 23rd, 2010 06:52 pm (UTC)
Если бы мы Тимура не выматывали 6-ти часовыми прогулками, где он ходит сам все время примерно 5-6 км в день, и плаванием, он бы тоже не сидел и одной минутки спокойно. Мы хорошо это поняли в августе, когда бассейн был закрыт на профилактику. Он тоже саботировал дневной сон, носился, ложился поздно спать. Поэтому тут важно направить эту энергию в русло "строительства" мышц, а не разрушения квартиры:)
(no subject) - swordfish_m - Sep. 23rd, 2010 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Sep. 24th, 2010 06:23 am (UTC) - Expand
larseniy
Sep. 23rd, 2010 11:51 am (UTC)
такие машинки прикольные :) здорово.
по поводу занятий родителей - это точно. лежать на диване и смотреть телек - это, ясное дело, подавать ребенку плохой пример.
Но вот я, например, сейчас в декрете, а поэтому подрабатываю дома. Причем у меня нет отдельного рабочего кабинета, откуда :) Я просто сижу в одной из комнат за одним из комьютеров и работаю. Наверное, было бы здорово, если бы я почаще становилась к мольберту и рисовала. Но как-то так не получается.
И вообще я согласна с Олькой. Вы, конечно, могли максимально запланировать все чудесные качества Тимура, но все-таки многое зависит от генов. Вот я, к примеру, очень эмоциональная, вспыльчивая, упрямая (телец) и т.д. И я вижу, что Арсений растет таким же. Я ему могу хоть сто раз в день предложить порисовать, полепить или порассматривать геометрические фигуры, поклеить что-то... но если ему это пока неинтересно, то тут уж ничего не попишешь. Я пока жду, когда это в нем проснется, хотя не устаю периодически предлагать. Ну и занимаюсь с ним тем, что он хочет.
a_katkov
Sep. 23rd, 2010 06:59 pm (UTC)
Он прямо одержим сейчас рисованием машинок. Уже наверное тысячи их нарисовал - доводит до совершенства. Это качество Козерога нам как раз и нравится.
Мама Тимура -тоже Телец, но держит себя в руках:) И Тимур, как вы видите спокойный. Но если ему чего-то не хочется, фиг заставишь тоже, лучше сразу переключиться на другое.

По поводу терпения - тут вы правильно делаете, что постоянно предлагаете. Интерес проснется.
koshechka1
Sep. 25th, 2010 01:12 pm (UTC)
Видео чудесное!)))
Гришка пока больше 5 минут сам играть не умеет. Может, просто рано еще. Вот я тоже считаю, что время, проведенное с родителями, очень важно, поэтому и не тороплюсь увидеть самостоятельного Гришку)))
a_katkov
Sep. 26th, 2010 05:08 pm (UTC)
да, торопиться не надо. Научится играть, рисовать, лепить и сами потом удивитесь, как будет сидеть и творить самостоятельно.
lobanova_anna
Oct. 13th, 2010 10:37 am (UTC)
Спасибо за мысли, мне как раз надо было подвправить мозги на эту тему)
a_katkov
Oct. 13th, 2010 10:58 am (UTC)
а в каком направлении?
(no subject) - lobanova_anna - Oct. 13th, 2010 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Oct. 13th, 2010 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - lobanova_anna - Oct. 13th, 2010 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Oct. 13th, 2010 06:28 pm (UTC) - Expand
petit_talonete
Oct. 1st, 2012 09:42 am (UTC)
Алексей, а сколько здесь Тиму? Машины сам рисует! Я обалдела просто)))
a_katkov
Oct. 1st, 2012 09:59 am (UTC)
1 год и 8 мес:)))))
сам посмотрел с удовольствием - такой смешной:)))))
(no subject) - petit_talonete - Oct. 1st, 2012 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Oct. 1st, 2012 11:06 am (UTC) - Expand
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow