?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За время роста и взросления Тимура подход к занятиям менялся.
Сейчас, оглядываясь назад, мы видим, что многое зависело от возраста. А читая «умные» книги про детскую психологию, развитие мозга понимаем, что интуитивно делали правильно. Не знаю, как это получилось: случайно или закономерно, но факт остается фактом.


Итак, я бы сделал такую шкалу:

1)      До 2 лет.

Понятно, что до года преобладают стихийные занятия: ребенок расположен посидеть на ручках – посмотрим карточки, желает подвигаться – повисим на рукоходе, потанцуем и пр. Пример с года до 2 ребенок уже в состоянии задерживать внимание и концентрироваться на срок от 2 до 10 минут на одном занятии. Чем мы активно и стали заниматься. В ходу появились короткие занятия, которые уже можно было назвать тематическими. Выбирая, к примеру, тему деревья, мы строили несколько блоков занятий на день:

Утром смотрели карточки, в обед, гуляя, рассматривали живые деревья, собирали гербарий, вечером, раскладывали их в сенсорной коробочке, после ужина красили листья и делали отпечатки.

Таким образом, достигалась ненапряженная, логичная, интересная система изучения мира вокруг нас. Именно в масштабе 1 дня или одного занятия  для совсем малышей..

Я бы назвал это время – временем ТЕМАТИЧЕСКИХ ДНЕЙ или ЗАНЯТИЙ.

И только сейчас, читая нейробилогов, я понимаю, почему это эффективно. Потому что для ребенка до 2-3 лет понятия ЗАВТРА не существует. Они помнят опыт, ощущения, их мозг получил информацию. Но создавать длительные связи и прослеживать логику на дни вперед он еще не научился.

2)      Расцвет интересных, длительных занятий на несколько дней – мы использовали тематические недельки - начинается после 2,5 лет. И длился у нас примерно до 4 лет, может быть чуть-чуть дольше. Это прекрасное время, когда

Тимур с радостью долго занимался одной темой, увлекался и полностью погружался в нее. Когда еще не так много своего личного «А Я ХОЧУ ИЗУЧАТЬ…» Ребенок еще, как правило, не имеет четко выраженных предпочтений по темам (ну кроме машинок, которые всегда хиты) и с жадностью набрасывается на все новенькое. Поэтому что бы мы не предложили –одежда разных стран мира или камни, или строение тела – все шло на ура. Иногда нам было так сложно переключить Тима, что недельки затягивались на 10-12 дней.

Мы рассматривали тему со всех возможных сторон: рисовали, пели, играли, изучали информацию, считали, писали.

Это время ТЕМАТИЧЕСКИХ НЕДЕЛЕК. И оно было очень ярким и интересным. Идеально подходящим, на мой взгляд, для этого возраста.

3)      После 4-4,5 лет опыт и знания Тима стали столь огромными, что его стала интересовать не столько и не только одна тема. Ему стало интересно не только изучать китов, к примеру, но и узнать про океан, а так же сразу изучить какие животные жили в океане миллионы лет назад, а потом его сразу тянуло узнать, как плавает корабль. Поэтому остановить эту познавательную торпеду было нереально и ограничить занятия одной темой – стало невозможно. Мы все реже стали планировать сами и все чаще исходили из вопросов Тимура. Все чаще появлялись в нашем рационе медпредметные задачи, они становились сложнее и принимали форму игры. Например, игра в ЛЕГО могла перерасти в стройку с измерением размеров дома, который надо построить. И тут же мы могли креативить с новой формой транспортных средств. Или делать чертеж очередной схемы для постройки этого чуда-юда.

Это время «ИДЕМ ЗА ИНТЕРЕСОМ»

4)      И вот уже сейчас межпредметные задачки начинают углубляться. Тимур может час заниматься одной математикой. Или может очень долго решать ребусы и выискивать однокоренные слова. Пришло время предметного разделения. Мы можем разбирать шахматные этюды часами. Уже не надо увлекать, завлекать. Сам предмет становится важнее обертки. Результат - важнее процесса. Желание докопаться - важнее сложностей при изучении.

Я бы назвал это время "Я МОГУ ИЗУЧАТЬ: ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА"

5)      Как я понимаю, следующая стадия – крупные проекты с межпредметными задачами внутри.
Этап "Я СОЗДАЮ СВОЙ ПРОЕКТ"

Ждем с интересом.

promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
irbis_legend
Jan. 30th, 2015 03:18 pm (UTC)
я изучала возрастную психологию, кстати
a_katkov
Jan. 30th, 2015 03:28 pm (UTC)
что на этот счет говорит возрастная психология?
я не изучал - я практик.
И книги по детской психологии, нейробиологии только сейчас читаю.
(no subject) - irbis_legend - Jan. 30th, 2015 04:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Jan. 30th, 2015 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irbis_legend - Jan. 30th, 2015 07:07 pm (UTC) - Expand
mukatson
Jan. 30th, 2015 03:23 pm (UTC)
Алексей, очень интересно! интересно вдвойне, не могла не откликнуться, потому что я оглядываюсь назад и вижу похожий путь. У меня те же наблюдения - тем.день - недельки - межпредметная область интересов. А дальше мой сын старший пока не вырос и про дальше я у вас прочитала :)
a_katkov
Jan. 30th, 2015 03:31 pm (UTC)
спасибо что откликнулись. Я тут не претендую на истину, скорее пишу наши наблюдения. Которым - а для меня это было целое открытие - находится подтверждение научное. И я рад, что вы это тоже своим опытом подтвердили.

Может быть нас впереди ждет и не время ПРОЕКТов.. а что-то другое? Что? Очень интересно!
как считаете?

Edited at 2015-01-30 03:31 pm (UTC)
(no subject) - mukatson - Jan. 30th, 2015 04:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Jan. 30th, 2015 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mukatson - Jan. 31st, 2015 12:40 pm (UTC) - Expand
barsovy_travels
Jan. 30th, 2015 04:36 pm (UTC)
Очень интересно! У нас сейчас как раз переход от второго к третьему, хотя у Владика всегда были четко выраженные интересы, и тематических неделек я не делала никогда.
a_katkov
Jan. 30th, 2015 06:57 pm (UTC)
у Тима интересы тоже были.. Но мы как раз недельками вносили разнообразие и показывали мир во всем его великолепии. А возраст такой - что он не то что не протестовал - наоборот - только "давай еще".
nat_nat
Jan. 30th, 2015 04:57 pm (UTC)
Какие вы хорошие родители!! Восхищаюсь.
a_katkov
Jan. 31st, 2015 06:58 am (UTC)
:) спасибо
iressa
Jan. 31st, 2015 06:48 am (UTC)
А дальше наступит подростковый возраст... И вот все будет непредсказуемо. Абсолютно.
a_katkov
Jan. 31st, 2015 06:59 am (UTC)
ну на самом деле это тоже не факт:) у всех по-разному. У кого-то совсем спокойно проходит, у кого-то ярко и все поперек:)))
Но тем интереснее
(no subject) - iressa - Jan. 31st, 2015 07:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Jan. 31st, 2015 08:53 am (UTC) - Expand
hockey_daddy
Jan. 31st, 2015 01:02 pm (UTC)
Алексей, очень интересно, у нас по вашему списку сейчас точно третий этап, когда я отступилась от тематических неделек! Это может быть разных тем в день)
a_katkov
Jan. 31st, 2015 01:51 pm (UTC)
главное вовремя сориентироваться:)))
Тим сейчас углубляется - задай тему - и часа три потом его не вытащить:)
(no subject) - kiselevden_blog - Feb. 1st, 2015 09:04 am (UTC) - Expand
a_katkov
Feb. 1st, 2015 09:08 am (UTC)
спасибо! рад буду дружить.
И деток вашей семье.
(no subject) - kiselevden_blog - Feb. 1st, 2015 09:10 am (UTC) - Expand
solvova
Feb. 1st, 2015 11:09 am (UTC)
До 3 этапа мы еще не доросли, но первые два подтверждаю полностью:) Самое удивительное для меня, что то, чем мы занимались с Ваней в полтора года, он часто вспоминает в свои неполных четыре.
Спасибо, что поделились своими наблюдениями!
a_katkov
Feb. 1st, 2015 12:07 pm (UTC)
вот!! ведь говорят дети ничего не помнят - это совершенно не так, если активность постоянная и возрастающая. Мы с удивлением тоже слышим от Тима - а вы это рассказывали.. а помните мы делали....
Спасибо!
gedonistka_com
Feb. 5th, 2015 09:35 pm (UTC)
Очень интересная статья, спасибо!
Скажите, а для первого этапа какие материалы использовали - может быть, карточки или что-то типа этого
Просто в уме сложно в областях знаний сориентироваться ))
a_katkov
Feb. 6th, 2015 06:25 am (UTC)
мы пользовались карточками Домана, ну и вообще всеми пособиями Умницы - нам нравилось то, что не надо сильно напрягаться -все удобно и в одном месте. Но можно и сэкономить - сейчас многие компании делают карточки. Или Умницу с рук купить - многие потом продают.
У нас были комплекты: чтение, математика, цвета, искусство, мир на ладошке. И если чтение и математика -это не все родители готовы делать, но оставшиеся три я бы рекомендовал точно.
Мы еще докупали наборы картин, плакаты по биологии, разные тематические типа космоса .
Если что спрашивайте - рад буду рассказать.
(no subject) - gedonistka_com - Feb. 6th, 2015 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Feb. 6th, 2015 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - gedonistka_com - Feb. 11th, 2015 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Feb. 11th, 2015 03:28 pm (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow