?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Завтра очередная годовщина Великой Победы. Победы, благодаря которой мы сегодня живем свободно и говорим на русском языке. Победы, которая коснулась каждой семьи и каждого человека. Растет новое поколение. Для которого эта война будет уже не войной отца, и даже не войной деда. Растет поколение, для которого 9 мая ощущается просто выходным днем.  И наш долг, долг родителей рассказать им о той войне. Передать ту историю, о которой они не прочитают в книгах. Историю своей семьи. Рассказать о том, что говорили нам наши отцы и деды. Оживить эти воспоминания, хотя бы раз в год. Как бы это ни было трудно. Вспоминать такое невозможно без слез, но необходимо. Хотя бы для того, чтобы они, когда вырастут, сделали все, чтобы это не повторилось.


Чтобы хотя бы раз в году, мы все задумались  о том, как это…когда где-то там, под разрывами снарядов гибнут твои близкие и любимые. Как работать по 20 часов в сутки и со слезами ждать почтальона.  Как есть месяцами один только хлеб, и не вдоволь, а 125 грамм черного хлеба.

…..когда говорят об испытаниях, вспоминают Брест, когда говорят о жизнях, отданных за нашу землю, вспоминают Брест". / Константин СИМОНОВ

 Брестская крепость

Поездка в Брест зимой была зимой этого года. И сегодня самый лучший момент рассказать о ней.

 Я бывал в крепости многократно. Уже с Леной бывали тут несколько раз, однажды на 9 мая. Такого 9 мая нет, наверное, нигде.  Ведь, как правильно написано на входе в музей крепости «здесь каждый метр - свидетельство о прошлом, здесь шли бои, здесь вся земля музей». 

Всем, кто поедет – рекомендую непременно взять индивидуальную экскурсию. Это не так дорого, но  вместо осмотра достопримечательностей, вы на час окунетесь в жизнь защитников, переживете каждое мгновение и всю трагедию боев за крепость.  Музей прекрасный: 10 залов с отличными экспонатами, диарамами, музыкой, документами.  И даже знамя. В 1956 г. участник обороны Р.К. Семенюк извлек его из тайника, и сейчас оно является уникальным экспонатом. Знамя прекрасно сохранилось.

Надписи, от которых мороз по коже…..



И только после музея – выйти на улицу и пройтись по крепости. К знаменитым Холмским воротам. Пройти до слияние рек Мухавец и Западный Буг к Тереспольским воротам. Именно через них въезжали в крепость Гитлер и Муссолини 26 августа 1941 года.  Там же посмотреть разрушенные укрепления. Сейчас все они законсервированы специальным составом, который предохраняет кирпич от разрушения. Внутри находится памятник пограничникам – защитникам крепости. С надписью «Защитникам крепости, женщинам и детям. Мужеством своим в бессмертие шагнувшим»

 

И вновь войти в крепость и пройти мимо руин  подвалок и казарм. Все они были разрушены почти полностью.  И, несмотря на это, до начала августа продолжались в крепости бои. Какая же сила духа, веры, долга должна быть, чтобы находясь под обстрелом больше месяца, без воды и еды продолжать оборону?

И лишь потом, подойти к монументам: 33,5 метровый главный монумент "Мужество" (1971 г.) скульптора А.П. Кибальникова и памятные плиты с именами защитников.

"Жажда" работа В.Д. Бобыля  - символ несгибаемой воли и силы духа.

Мы зашли в крепость не с главного входа… но так получилось даже лучше… Потому что мы в полной мере ощутили силу главного входа: ЗВЕЗДЫ - работа А.А. Бембеля, внутри которой  звучит метроном и степенный голос Левитана каждые 5 минут сообщает о начале войны.  «Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!...»

 

И достойным завершением вечера стал фильм «Брестская крепость». Кстати ныне живущие защитники консультировали режиссера и высоко оценили саму картину. Конечно, Тимур не все понял. Но, безусловно, увидел слезы в наших глазах, услышал песни и слова, к которым трудно остаться равнодушным. Когда Тим повзрослеет, мы планируем съездить в крепость 22 июня.

Война унесла миллионы жизней. И, пожалуй, ни одна из наших республик не пострадала больше Беларуси. Почти 1/3 населения страны погибла во время войны. Сотни деревень были сожжены вместе с жителями и никогда не были восстановлены. И символом памяти этих деревень, людей, мирного населения страны стал мемориальный комплекс Хатынь.

 Хатынь

Комплекс многоступеньчатый.

 Начинается он с памятника деду, вынесшему мальчика из огня сгоревшей деревни.  И дальше переходит в целую улицу  «домов» - того, что от них осталось. А остаются от сгоревших домов только печные трубы. Полуоткрытые калитки , которые уже никто никогда не откроет, печь из которой никогда не завьется дымок затопленной печи, в которой готовится простой деревенский ужин… Пустая деревня, в которой уже никогда не будет звучать детский смех…И только два выживших мальчика, одного из которых спасла от смерти мама, упавшая на него сверху после выстрела немцев. Мама, подарившая второе рождение…

Каждый полминуты невидимая ниточка заставляет звенеть колокола над каждым домом. И этот перезвон каждый раз вызывает слезы.


Чуть дальше мемориал «Вечный огонь», огонь памяти мирному населению, погибшему во время страшной войны. За которым – в глубоких нишах названия нескольких десятков концентрационных лагерей с числом людей, погибших в каждом из них. Тысячи людей… Детские игрушки повсюду, ведь многие лагеря были детскими.

 Комплекс памяти. Памяти тому, на что способны люди. Если их можно назвать людьми. Вот что писал немецкий солдат домой, проходя по оккупированной белорусской земле.

 

И огромное кладбище не восстановленных деревень. Под каждую плиту заложена земля с места, где была эта деревня.

 Тимур в Хатыни затих, молчал , как будто чувствовал трагедию этого места. И как, заведенный, рассказывал, что тут была деревня, ее сожгли…

 Два места памяти. Две стороны войны. Миллионы трагедий, слившихся в одну. Этого нельзя забыть! И мы должны передать эту ниточку памяти своим детям. Вечная память всем, кто погиб, чтобы жили мы. Мирного неба всем будущим поколениям!



promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
selukov
May. 8th, 2012 09:31 am (UTC)
Мысли занятные. Одно непонятно - "мы должны... мы обязаны.." и так далее. Кому должны-то? Перед кем долг, мы вроде у дедов-прадедов не занимали ничего...
a_katkov
May. 8th, 2012 09:34 am (UTC)
есть такое понятие долг перед собой. Правда это не всем известно.
a_katkov
May. 8th, 2012 09:36 am (UTC)
должны себе и детям в первую очередь. Есть такая хорошая фраза: Наша планета взята нами в долг у будущих поколений. И наш долг сохранить ее и сохранить память. Чтобы не повторять!
selukov
May. 8th, 2012 09:41 am (UTC)
Тут больше другая фраза подходит: "Дурной обычай таков, что нас родЯт, не спросив".
Хотя "Чтобы не повторять" - соглашусь с Вами.
a_katkov
May. 8th, 2012 10:15 am (UTC)
Саша, много ума не надо родить. Ума много надо - вырастить так, чтобы ЧЕЛОВЕКОМ вырос. И чтобы не вырос "иваном, не помнящим родства" и без памяти о том, что было до него.
fibushka
May. 8th, 2012 10:06 am (UTC)
Спасибо вам большое за этот пост! Полностью согласна с вами, с раннего детства рассказываем своему сыну (ему 2 года) об этой войне. Про Брестскую крепость много читала, смотрела, даже от этого мороз по коже, а там, наверно, вообще когда находишься, чувства страшные. Я очень люблю Белоруссию в том числе за их отношение к Великой Отечественной Войне, бережной памяти, а у нас же очень часто рассуждают так, как первый комментатор, и это очень пугает.
a_katkov
May. 8th, 2012 10:13 am (UTC)
Первый комментатор из Украины:) И да, меня тоже такое отношение пугает.
Да у нас в Беларуси память хранят очень трепетно. И это правильно. А в Брест - обязательно надо съездить. Не в праздник даже лучше - народу меньше и получается совсем по-другому.
selukov
May. 8th, 2012 12:51 pm (UTC)
Алексей, я не думаю, что такое отношение пугает. Тут два момента пытаются ужиться вместе. С одной стороны - память о дедах, знание о том, ЧТО они сделали своим подвигом и так далее. С другой - некая шоуобразность, в который превратили День Победы. Как по мне - это не праздник, а громмадные помины по тем, кого не дождались во время Второй Мировой. Во С другой - надоело который год смотреть на горы георгиевских ленточек на людях, автомобилях и так далее, вплоть до перевязанных горлышек бутылок с водярой в киосках и супермаркетах. Думается - а хотелось бы дадам ТАКОЙ памяти о своём подвиге?
И ещё момент - то, что комментатор с Украины - не о чём не говорит, я вообще человек без Родины, её в девяносто первом году не стало.
В подытоживание беседы - с наступающим праздником Вас и ваших близких, и мира всем на всей земле.
(Если в первых комментариях где-то резко высказался - прошу прощения, я не к Вам или празднику Победы выражал отношение, а к тому, как его проводят в последние годы).
a_katkov
May. 8th, 2012 01:30 pm (UTC)
я в общем-то как раз писал как воспитать поколение, которое помнит этот Подвиг,а не использует как выходной.
И позиция родителей - мы никому ничего не должны как раз воспитывает тех, для кого 9 мая это: повязать ленточку и ходить пьяным по улицам с бутылкой водки.
angel_nastenka
May. 8th, 2012 02:37 pm (UTC)
Не согласна. Все зависит от родителей, а не от страны имхо.
a_katkov
May. 8th, 2012 05:38 pm (UTC)
не все зависит от родителей. Многое, но не все.
Когда вокруг Вечного огня лежат пьяные, когда на нем жарят сосиски подростки, когда разрушаются памятники истории, когда старикам, сделавшим эту победу не на что купить хлеба - тогда надо говорить о том, что проблема в стране.

angel_nastenka
May. 8th, 2012 05:58 pm (UTC)
Ну да, а подростков, что додумались жарить сосиски на вечном огне, в детстве воспитывали в почести, а потом их просто переклинило, так, что ли? Не верю. У нас даже детей гоняют, которые просто вокруг памятника с огнем захотели побегать :(

Регулярно проводят реконструкции боя, масштабные, чтобы народ проникся, каково было выживать в то время. Школьникам экскурсии проводят, ветеранам - фронтовые привалы...

Из памятников у нас даже Ленина не тупо снесли, а бережно перевезли в другое место и установили там.

Пусть ветеранам, может, и не помогает гос-во, зато им помогают обычные горожане. И не по праздникам, а постоянно. Так что дело такое... кого как воспитали, кто ленты носит не понятно на каком месте, а кто делами почет доказывает.

Кстати, у памятника, где вечный огонь, школьники до сих пор стоят в почетном карауле. И за это право борятся, на самом деле!

А в Брестской крепости я была 3 или 4 раза, когда в школе училась. И с каждым разом каких-то мелочей не досчитывалась, то сняли галстуки на казематах на входе, то еще что... очень грустно было.

Edited at 2012-05-08 06:02 pm (UTC)
a_katkov
May. 8th, 2012 07:49 pm (UTC)
Так вы что ли за Украину обиделись?:)) Я ж не против Украины что-то сказал - я уточнил выше что автор коммента с Украины:)

От государства зависит многое тем не менее, равно как и от родителей.
lubasha_babulya
May. 8th, 2012 10:43 am (UTC)
спасибо,Леша.как будто снова побывали там!
a_katkov
May. 8th, 2012 10:46 am (UTC)
Бабушке привет от Тима:)и от нас!
antaresy
May. 8th, 2012 12:41 pm (UTC)
Да, правильные слова.
Я была давным-давно в Хатыни, когда еще в школе училась.
Помню печные трубы из гранита и регулярное битье в колокола.
Совок совком, а детей из-под Питера возили туда, приобщали к памяти, чтоб знали и не забывали....
Сегодня деть 9-летний смотрел про Сталинградскую битву, раз сто подскакивал и изображал, как фашистов убивал бы))
a_katkov
May. 8th, 2012 01:32 pm (UTC)
Белоруссов тоже всех со школы возят.
Может и не сразу все, но понимают. А если не знать, то и с возрастом не поймут
antaresy
May. 8th, 2012 01:37 pm (UTC)
>А если не знать, то и с возрастом не поймут

Похоже на это).

Есть ощущение, что среднестатистический американские школьники Перл-Харбор считают венцом военного злодейства, а встречу на Эльбе - коренным переломом во второй мировой войны.
a_katkov
May. 8th, 2012 05:44 pm (UTC)
да, информация великая вещь. Так же как и ее отсутствие - накладывает отпечаток на восприятие жизни, на ценности и интеллект.
mysteriousmarie
May. 8th, 2012 04:30 pm (UTC)
мы с мужем ходили в кино по пальцам можно пересчитать сколько раз.
Но год или 2 уже назад он привел меня на фильм "Брестская крепость". Я полфильма рыдала. И мне кажется, что таких людей уже не делают.
И да, хотелось бы, что наши дети знали только мирное время;)
a_katkov
May. 8th, 2012 05:46 pm (UTC)
Фильм смотрели много раз - невозможно удержаться от слез.
А детей - делают. Делают разных:) И среди наших тоже растут свои герои. Об одном мечтать надо - никогда не узнать кто из них потенциальный герой. Страшной ценой достается это знание.
jevy_moss
May. 8th, 2012 06:04 pm (UTC)
да, о горьких историях нашей страны и о Великой победы должны знать. и не только наши дети, но и мы сами. в школе меня это совершенно не интересовало, все это сложилось в голове в гораздо более позднее время. но об этом нужно говорить не один день в году, это совершенно точно.
a_katkov
May. 9th, 2012 02:56 pm (UTC)
конечно, наше знание всегда трансформируется в знание детей. Все что мы сами делаем - видят они. Что знаем - мы передаем им. Начинать надо, безусловно, с себя. Поэтому в планах у нас непременно побывать во всех городах-героях с Тимуром.
konaro
May. 9th, 2012 03:24 am (UTC)
Леша, Лена, Тим - спасибо вам за этот рассказ. Плакала. Даже не могла увеличивать фотографии - не было на это сил, слезы лились и лились.
Спасибо за умное и очень человечное напоминание о жути, боли, горе, и об огромном мужестве тех, кому мы обязаны жизнью - нашей, наших родителей, наших малышей. Низкий им поклон.
a_katkov
May. 9th, 2012 02:57 pm (UTC)
Да, эти фотографии и места без слез не получается посещать. и я думаю именно это ощущение и надо передать детям.
arlandinna
May. 10th, 2012 05:59 pm (UTC)
Даже не знаю как я буду рассказывать ребенку об этой войне, часто про это думаю. Фильмы о войне смотреть не могу, всегда реву, в таких вот местах щемит сердце, потом еще долго переживаю, часто вспоминаю деда и его историю, горько за наших стариков и так далее... и так далее... Подумать страшно о таком, не то что пережить.
a_katkov
May. 10th, 2012 06:45 pm (UTC)
Да, наше поколение все-таки очень близко застало ее: живых родных и близких, которые смогли передать всю боль. Конечно, это хорошо, что память ослабевает - значит новое поколение растет без этого ужаса. Но помнить все равно надо! и говорить надо!
arlandinna
May. 10th, 2012 09:03 pm (UTC)
Без сомнения, надо!
arlandinna
May. 10th, 2012 09:48 pm (UTC)
кстати, вот это фильм смотрели? http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/78261/
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow