?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тематические недельки у нас продолжаются. Правда они уже немного вышли за рамки неделек. Во-первых, школа не оставляет нам много времени. Во-вторых, сейчас Тим очень любит закопаться в какую-то тему надолго и всерьез, и мы это стараемся поддерживать. И самое главное – поскольку недельки все же проходят активно и интересно – мне сложновато собрать все фото и видео в отчет. Просто не хватает времени. Поэтому я пишу их с большим опозданием. Вот эту недельку «Эмоции и чувства» мы проводили 4 месяца назад. Так что вернемся немного в прошлое и посмотрим на Тима, которому 2 года и 8 мес.


Итак, для чего мы проводили эту недельку?

  1. Хотелось познакомить Тимура с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Научить его лучше понимать себя, распознавать эмоции других людей, оценивая  их мимику, пантомимику, голос и пр.).
  2. Конечно, хотелось рассказать, что эмоции могут быть разные: положительные и отрицательные.
  3. Обогатить  его  словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.
  4. Научить Тимура гасить негативные эмоции и переводить их в созидание и позитив!

Главную мысль, что мы хотели донести -  что нет плохих чувств, есть плохие поступки Рассказать нашему малышу в чем разница между чувствами и поступками. Потому что если ты чувствуешь злость – это хорошо. Это нормально. Но если ты, злясь, бьешь другого человека – это плохо.

Для начала прочитали вот такую книгу «Чувства». Кстати вся серия этих книг очень достойная – и стоят копейки в Лабиринте – очень рекомендую.

А еще сделали оформление стен при помощи карточек эмоций.

В ходе недельки мы предложить Тимуру выразить свои эмоции через творчество или танец или слова.  Со словами вначале получилось не очень, но вот через рисунок получилось сразу. Когда Тимурка злился – мы подводили его к мольберту и предлагали выбрать краску для его настроения и нарисовать что он чувствует. Каляки маляки получались резкие и без сюжета. Но после этого Тим уже спокойно был готов играть дальше.

По поводу развития эмоциональности речи: Пытались говорить тише или громче, говорить в том же ритме что мы. Кричать или говорить шепотом.  На самом деле для малышей это достаточно сложно. Обычно они меняют эмоциональную окраску речи сами. А вот делать это по заказу им очень непросто. Поэтому полезность этого упражнения  - безусловна.

Кроме того, старались воспроизвести ритм. Слушали и отбивали такт музыки, пытали услышать ритм стихов, упражнения на воспроизведение ритма (отстучать, подражая и не смотря) Упражнения давались непросто. Но пока не пошло только упражнения когда надо было и отстучать, и силу удара проконтролировать. А так короткие стучалки пошли хорошо.

По поводу выразительности речи придумалось пока только одно упражнение: Прочитали рассказ. Первый раз монотонно, без эмоций и выражения , второй раз – выразительно. Потом спрашивали у Тима когда ему больше понравилось? И объясняли, что голосом можно лучше передать эмоции, страшную обстановку, радость, удивление, испуг и пр. Что можно  говорить быстро и медленно, громко и нежно и т.д. Потом играли  пытались прочитать сказку разными оттенками  и определяли настроение.

Развитие восприятия мимики лица осуществлялось с помощью пиктограмм, картинок, фотографий. Мы давали Тимурке разные вырезки и предлагали сортировать их по эмоциям, определять эмоции людей, оценивать, что чувствуют люди на этих фото.



И второе задание – повторить эмоцию самому. Мы сделали лото и, вытягивая карточку, каждый игрок должен был повторить эмоцию, которая на ней.

Гуляя по улице – спрашивали Тимура – как ему кажется в каком настроении идет встречный прохожий? Было и интересно и весело.

Мы старались постоянно иметь под рукой зеркальце, чтобы Тим могли соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией. Дети и сами по себе любят гримасничать перед зеркалом, а уж когда надо покривляться….

Конечно, чтобы эмоции были ярче – должны хорошо работать мимические группы мышц. И мы их тоже тренировали: высовывали языки, продували щеки, вертели высунутым языком, втягивали щеки, пытались говорить с яйцом от киндера во рту и пр. У всех этих занятий был сильный побочный эффект – Тимур тренировал мышцы и улучшал свою речь!  

Чтобы Тим понял, как эмоции и особенности мимики влияют на восприятие образа людей, мы загрузили редактор «Фоторобот» и дали Тиму поиграть с ним. Этот вариант вообще пошел на ура! Сами понимаете, каких интересных и необычных персонажей мы наваяли!  И злых и загадочных, и веселых и мрачных. Развлекались много дней!

Делали вот таких человечков – мы готовили круги и материал – а Тим сам решал, какая будет эмоция нарисована.

Есть такая интересная теория, про соотнесение цвета и настроения. Поэтому мы тоже озадачились и почитали на эту тему. И оказалось да! Есть оказывается и «оранжевое настроение» и даже «салатовое»  и «бирюзовое». Каждый вечер, ложась спать,  мы, просили Тима сказать, какой сегодня по цвету был день. Жаль мы не заносили результаты в табличку – было бы интересно посмотреть в динамике, какое настроение преобладало. И понять, чем мы занимались, чем занимались, и что привело к такому результату.

По данным исследований Ч.А.Измайлова, если представить цветовой тон в виде непрерывного континуума, то эмоция, выражающая радость, расположена в синей, грусть в салатовой, гнев – в красной, испуг – в оранжевой, удивление – в бирюзовой цветовой гамме (Измайлов Ч.А., 1995).

А еще мы  слушали музыку и пытались охарактеризовать какая она: тревожная, радостная, грустная и т.п. Иногда пытались изображать музыку. Но это, правда не очень пошло – Тим скорее слушал более внимательно, и отвлекаться на пантомиму уже не мог.   Может быть, когда станет постарше  - попробуем еще разок.

Играли в игры:  “Лото настроений”, “Рисуем настроение”, “Кто так ходит”, "Разложи по группам" и др.



Конечно, это сильно обогатило эмоции и их выражение.

Формирование эмоциональной лексики

Мы предлагали Тимуру посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Просили разложить карточки и вырезки на столе по мере усиления чувства или эмоции. Например, радостный – еще радостнее – самый радостный; грустный – еще грустнее – самый грустный, один человек немного улыбается, другой сильнее, а третий самый улыбчивый).

Дальше играли – ВЖИВАЛИСЬ в роли разных людей или животных. Тим с удовольствием “рычал как мишка”, “жужжал как пчела”, “шипел как гусь”.

Играли также в эмоции –наоборот “Скажи наоборот”. То есть, например, по дорожке идет веселый человек, а навстречу ему…… Тим должен сказать антоним ГРУСТНЫЙ.

По Шичиде делали эмоциональные цепочки: Тим получает карточки для составления Linking memory   и помимо картинок и слов там есть пиктограммы с различными эмоциональными состояниями, которые надо “прочесть”.  То есть Тиму надо было составить рассказ по опорным картинкам, да еще и разгадать состояние человека и сделать рассказ таким, чтобы в конце, к примеру, главный герой стал грустным. Очень интересно и весело получилось.

Кроме обычных эмоциональных состояний мы рассматривали оценочные: хороший, плохой (общеоценочная лексика); приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный и т.п. и вместе составляли словосочетания хороший день, плохой человек, вкусный обед, скучный фильм, добрая фея и т. П.

Пытали оценить еще сказочных героев: Буратино грустный, Карабас Барабас злой, Папа Карло добрый и т.п.

Играли в игры : “Назови ласково”: Тим должен был сказать ласково те слова, которые мы ему сказали: дорога – дорожечка, хлеб – хлебушек, мама – мамочка, мамулечка, игрушка – игрушечка и т.п.

“Карлики и великаны”:  большая дорога – маленькая дорожка, большой мяч, маленький мячик и т.п.

“Про кого (что) можно сказать”: какой бывает день? Долгий, короткий, сложный, интересный и пр.

И вот такие игры пошли на ура дома. Пантомиму обыграли 100 раз уже. Интересна и взрослым и детям. Тим пока играет с возможностью использовать звуки (ну например, как говорит корова), а взрослой компанией мы играли уже без звуков вообще. Это, я вам скажу, сложно!:) И весело.

Гримассимус пока не часто играем –он посложнее и сами правила посложнее. Но постепенно Тим подрастет, и игра тоже пойдет.

Мы рады, что Тим научился оценивать эмоции и свои и чужие и даже выражать их в рисунке. Вот какой рисунок нарисовал Тим, когда Даша – его двоюродная сестренка уехала после новогодних праздников.



Мы прослезились – на самом деле это было так трогательно.

Неделька закончилась, а умение правильно оценивать состояния, эмоции, чувства у Тима остались. В игры мы продолжаем и сейчас часто играть. Вообще, эта неделька  - одна из интереснейших и веселых получилась!




promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
hockey_daddy
Mar. 11th, 2012 10:57 am (UTC)
Ничего себе! Даже не думалось, что ребенок почти в 3 года может понять как можно выражать эмоции словами! Всегда казалось, что дети в этом возрасте способны только на чувства - истерики, смех, слезы, улыбки и т. д. Определенно, есть к чему стремиться! Тим молодец, последняя картинка в очередной раз поразила:)
a_katkov
Mar. 11th, 2012 11:22 am (UTC)
Вадим, мы тоже задумывались, насколько удачной окажется неделька. И ведь пошло! Тим легко понял что и как, с восторгом делал все задания. Ведь в отличие от каких-то других тем. эта тема всегда с нами!

Да от этой картинки мы на самом деле прослезились. Это было еще сделано во время завтрака. Тим с утра сказал, что ему так сильно не хватает Даши, и что ему грустно. Мы предложили нарисовать Даше рисунок. И вот когда он нарисовал - мы поняли как сильно он переживает.
pti4i4ka
Mar. 11th, 2012 11:12 am (UTC)
Замечательная неделька! И материала тут у вас огромное количество! Спасибо!
a_katkov
Mar. 11th, 2012 11:23 am (UTC)
Спасибо, Яна!
Да, спасибо т.Ире нашей - журналов принесла нам море - так тчо было что нарезать:) А игры прямо на ходу задействовали. В общем неделька активная и в плане игр на будущее.
melon_sp
Mar. 11th, 2012 11:23 am (UTC)

Как же повезло Тиму с родителями!

a_katkov
Mar. 11th, 2012 11:26 am (UTC)
:))) я думаю, это все родители могут, если захотят. На самом деле буквально вчера рассуждали. После определенного момента такое вот получение радости вместе с ребенком, активное познание мира становится образом жизни. И уже не требует ни подготовки, ни усилий, не напряжения.
Так что важно лишь первое усилие со стороны родителей. А дальше по накатанной уже!
melon_sp
Mar. 11th, 2012 11:41 am (UTC)

К сожалению, хотят не все(((
Это я не про себя. Я более или менее стараюсь играть с ребенком. Но есть у меня двоюродная сестренка. Ей 4,5 и она не умеет играть совершенно. Ее маме, к сожалению, было некогда, в силу сложных жизненных обстоятельств. А сейчас я вижу, что и ребенку самому ничего не интересно. Как важно в правильном возрасте ребенка заинтересовать и научить играть.

a_katkov
Mar. 11th, 2012 11:48 am (UTC)
Да, это точно....
Жаль когда у родителей не остается времени на детей.
Научить играть, чувствовать это задача родителей.

С другой стороны.. часто дети чего-то добиваются в жизни не благодаря, а вопреки. Поэтому кто знает как сложится ее жизнь.
milashka_kate
Mar. 11th, 2012 04:12 pm (UTC)
Отличная неделька и столько интересных игр!
Обязательно что-нибудь попробую с Дашей, когда немного подрастет.
a_katkov
Mar. 11th, 2012 05:21 pm (UTC)
а можно постепенно и не часть а все - они правда все классные! Ни одна не была скучной!
ya_mamochka
Mar. 11th, 2012 06:19 pm (UTC)
Какая замечательная неделька у вас! Очень интересно было посмотреть. Тимурка, как всегда, на высоте :)
a_katkov
Mar. 11th, 2012 06:29 pm (UTC)
Спасибо! Да, даже интересно было посмотреть на Тима малыша - ему тут почти на полгода меньше - так вырос - даже не верится!!!
petit_talonete
Mar. 11th, 2012 06:57 pm (UTC)
Неужели это человек в 3 года?! Вообщее! А я все не знаю чем бы позаниматься с ребенком, кажется, все надоело. Пора садиться и подробно табличку составлять что делаем и думать что еще можно делать, а то как вас почитаешь - так сразу вопрос "а чем мы занимались весь день? Вроде ничем)))" вдохновляете)
a_katkov
Mar. 12th, 2012 12:36 pm (UTC)
Да да да! Точнее даже в 2.8.:)
Позаниматься много чем можно - обычно у нас времени не хватает:)
iressa
Mar. 11th, 2012 07:07 pm (UTC)
Очень здорово!!!!
Умилил наш ведущий))) Даже у вас в вырезках он "пролез")))
a_katkov
Mar. 12th, 2012 12:36 pm (UTC)
Да Малахов даже в детскую недельку просочился:) Вот такой он ваш ведущий:)
arlandinna
Mar. 11th, 2012 08:10 pm (UTC)
Спасибо за такое количество идей!!! Обязательно будем использовать!
a_katkov
Mar. 12th, 2012 12:37 pm (UTC)
Не за что! Будем ждать ваши радостные отчеты!
sangira
Mar. 11th, 2012 08:17 pm (UTC)
Когда смотрела, как Тим карточки с эмоциями показывает, аж заулыбалась)) Хотя настроение было не оч, еле уложила Гришу со слезами и криками. Не хотел спать ложиться, хотя несколько раз падал, засыпая на ходу.
Все ваши недельки в нашей копилке, так хочется хотя бы одну сделать, но мы пока, мне кажется, не доросли. И кстати, с математикой у нас беда. Не смотрит(( Даже на ноуте!!! Ума не приложу, как быть? наверное, сделать перерыв и начать показывать по одной три раза в день.
a_katkov
Mar. 12th, 2012 12:39 pm (UTC)
А вы пробуйте простые недельки. Ну и соответствующие способы - показывать, называть. Для творчества пока будет больше маминой подготовки - но тоже придумать можно!

По математике - отложите на время - через пару недель начните снова.
sangira
Mar. 13th, 2012 12:54 pm (UTC)
Спасибо, по вашему совету готовлю простую недельку по геометрическим фигурам) Закупила материал и еще у нас проснулась тяга к рисованию) Попробуем рисовать фигуры.
a_katkov
Mar. 13th, 2012 06:50 pm (UTC)
вы просто молодец! Обязательно поделитесь как все пройдет!!!!
jenny199
Mar. 14th, 2012 11:42 am (UTC)
молодцы! ) как всегда.
понравилось все!
a_katkov
Mar. 14th, 2012 12:11 pm (UTC)
Спасибо! Главное очень полезно!
gorumelka
Mar. 29th, 2012 11:13 am (UTC)
Какая подготовка со стороны родителей! молодцы! законспектировала.
a_katkov
Mar. 29th, 2012 11:29 am (UTC)
спасибо! на самом деле все под руками почти:)
( 26 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow