?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Просили про Малый Мехмат МГУ? Пожалуйста!
Про Малый мехмат мы слышали много.
Слышали, но даже не думали туда попасть. Казалось, что ходят на кружок дети-гении, что с  детьми делают там что-то волшебное и они начинают любить математику еще большое.
Сразу скажу, что все оказалось совсем не так. Как обычно многие путают причину и следствие.
Причина - любовь к математике. А кружок  - это последствие этой большой и светлой любви к этой точной науке.
Итак про кружки. Фотка свидетель отличного настроения после кружков и того, что математики-совсем и не скучные заучки.



Официальная информация с сайтов МГУ
Каждый год с октября по апрель функционирует Малый мехмат — бесплатные математические кружки при механико-математическом факультете. Занятия проходят каждую субботу с 16:40 в Главном здании МГУ (дополняю - или 2 корпусе)
На Малом мехмате работают кружки для школьников 1–11 классов.
Занятия кружков проходят по субботам с сентября по декабрь и с февраля по май. Занятия бесплатные.
Традиционно любой желающий школьник мог прийти на Малый мехмат и участвовать в любом кружке, начиная с любого занятия. Мы стараемся сохранить эту традицию. Однако число желающих быстро растёт с каждым годом, поэтому нам пришлось ввести обязательную предварительную регистрацию (для всех вновь приходящих школьников, в том числе занимавшихся в предыдущие учебные годы), а также конкурсный отбор в некоторые кружки.
Занятия кружков ведут студенты, аспиранты и преподаватели механико-математического факультета Московского университета, а также других факультетов МГУ и высших учебных заведений математического и смежных направлений, аспиранты и научные сотрудники академических институтов, работники наукоёмких производств, деятели кружково-олимпиадного движения.
На кружках Малого мехмата школьники знакомятся с интересными математическими задачами, приучаются к логически строгим рассуждениям, постигают красоту и гармонию математики. Тематика кружков весьма разнообразна и, как правило, почти не связана со школьной программой по математике.

Теперь по форматы кружков. На самом деле есть кружки групповые и есть потоковые. О чем это все?

Кружки-лекции Спивака и Прониной проводятся в больших аудиториях.
На эти кружки отбора нет. Не математики отпадают сами. Все что надо – зарегистрироваться и ходить. Детей бывает очень много.  Мы на таких лекция не были.  По отзывам родителей очень интересно: много теории около математических тем, задачи. Хвалят и Спивака, и Пронину. НО!! Поскольку аудитории большие, детей много часто бывает шумно. Поэтому на первый план выходит высокая мотивация детей. Если ваш ребенок усидчив, высокомотивирован и любит математику – можно пробовать этот формат.


Теперь про кружки групповые.
На эти кружки существует отбор.
Надо написать вступительный экзамен.
Задачи разные. Время ограничено одним часом.. В этом году, если мне не изменяет память, экзамен был 25 сентября. Мы узнали о записи в кружок  в первый день вечером, после размещения информации от кого-то из друзей в Фейсбуке. Записались. Спустя какое-то время нам пришло письмо – приглашение на экзамен.Запись закрылась очень быстро. Когда мы приехали мы слегка были в шоке. Огромная, просто нереально огромная толпа детей/родителей/бабушек/дедущек (вот реально-семьями приходили и прессовали ребенка)!  Мы быстро нашли свою аудиторию. Экзамен длился час.  Родители, конечно общались.  Кто-то сообщал, что если ребенок не поступил –все путь в математику закрыт навсегда. Кто-то сообщал, что ходит уже годами с 1 класса, посещает все летние и зимние школы. Конечно, что мы верили в Тима, но ясно понимали, что с такими соперниками  ему будет сложно. Да еще учитывая двухлетнюю разницу. Особых надежд на поступление мы не питали  - потому что не знали уровня детей, пишущих экзамен.  Когда дети стали выходить пачками спустя 40 минут с начала и сообщать родителям, что все решили – мы как-то поняли, что шансов мало, поэтому отнеслись к экзамену философски. Тим вышел ровно спустя час (но он никогда не выходит раньше) и сказал что решил, но не все. Тогда мы окончательно успокоились.  В конце концов утешили себя тем, что ездить далеко, неудобно и «зато суббота останется свободной»
После этого мы поехали домой.

Спустя  пару недель мы получили приглашение о зачислении Тимура в кружок. Набрали с общей сложности около 120 человек (это третий класс). Тимур видимо решил достаточное количество задач для зачисления. Детей разбили на несколько групп по 20-30 человек.

Психологически на эзкамене многие дети терялись – поэтому настроить ребенка на толпу, ажиотаж, тесноту и шум надо. У нас Тимур привык к разным условиям, поэтому не теряется особенно.

Теперь про формат занятий.
Занятия проходят раз в неделю во втором корпусе (слева от главного здания МГУ) по субботам. Детей в группе обычно на занятиях меньше, чем среднесписочная. Около 12-15 человек ходят постоянно. Остальные время от времени: то тренировки, то отъезды, то соревнования, то заболели. Заниматься довольно комфортно.  Занятие проходит так: детям раздается список задач по определенной теме. Дети решают задачи. Когда задача решена, ребенок поднимает руку. К нему подходит преподаватель и принимает. Если все верно, задача принимается и ребенок решает следующую. Если нет, преподаватель может задать наводящие вопросы. И это не вопросы как обычно любят задать родители – подсказки по сути. Нет. Тут просто предложат подумать о… чем –то таком, что то же самое, но под другим углом. В итоге ребенок либо сам выйдет на решение, либо нет.

Так продолжается все занятие. Кто закончил все – свободен. Но обычно задач с избытком и вместо часа менее 80 минут у нас не получалось. То есть первые дети выходят спустя 1 час и 20-25 минут. Все, что не решил – забираешь домой. Дома надо все дорешать. В начале следующего задания работ предыдущей темы, если есть вопросы. Если вопросов нет – следующая тема.

Итак, некоторые выводы и моменты и что ценно в занятиях
1)      Способ поиска решения. Ребенок работает сам. Наводящие вопросы очень грамотно подводят ребенка к решению, позволяя ему посмотреть на задачу другими глазами. Постепенно формируется алгоритм поиска решения.
2)      Хорошая проработанность тем. Задачи идут по нарастающей. Подборка сделана с большим запасом: встречаются задачи, которые мы видели в сборниках за 5-6-7 класс. То есть никто не выйдет со словами «легкотня» . Такая глубокая проработка дает глубокое понимание темы, погруженность и владение темой.
3)      Многие критикуют, но тут нет теории по теме. Дети буквально до всего доходят своими мозгами. Привлекают свой опыт, размышления. То есть тут ничего не вкладывается в рот и не прожевывается. Тут надо работать.
4)      И да. Главное. Это для детей, любящих математику. Мы видим как дети скучают, видели как отказываются ходить. Есть те, кто говорит, что «я так и дома могу». Конечно, да! Можно и дома. Но тут эффективнее получается, учитывая первые пункты.Как-то на сайте Большого Мехмата мы прочитали что-то вроде «если вы хотите использовать математику  в бизнесе, программировании  и пр – вам не сюда. Мехмат  - для тех, кто любит математику и цифры сами по себе». То есть тут чистая не прикладная математика и логика. Для Малого этого подходит отчасти. Но все равно любовь к циферкам и способность видеть красоту в задачах – главное, что позволит ребенку учиться на Малом мехмате с радостью.
5)      Нам повезло с родителями. Быстро была создана группа в вотсапе. Туда же подключились преподаватели. Таким образом, быстро решались вопросы. Мы получали оперативно задания по темам и рекомендации по решению. Кроме того, удобно решать организационные вопросы: если пропускаешь занятие, или, к примеру, сообщали о перекрытии улиц и пр. относящиеся к теме вещи.
6)      Два раза проводили праздники: первый перед Новым годом. Спасибо нашим преподавателям – были и конфеты, и призы. Был веселый праздник с решением задач в виде турнира. Второй раз на Хэллоуин повеселились с задачами о червяках, ведьмочках и пр. Ну то есть, занятия с человеческим лицом
7)      Чисто технически никого не отмечают в плане посещения. Но если вы не ходите – надо понимать, что вы занимаете чужое место, на которое не попал ребенок, стремящийся к знаниям. Тут уже дело совести каждого. Я считаю, это неправильно. Мы пропустили всего несколько раз.
8)      После занятий присылают (в нашей группе- знаю, в других такого нет) результаты. Как  в группе дети решали. Очень полезно в плане понимания, не отстает ли твой ребенок, насколько эта тема ему понятна.  Это позволяет оперативно подтянуть темы.
9)      Ну и просто здорово ребенку увидеть как выглядит большой ВУЗ изнутри. Почувствовать все эти коридоры, суету студенческой жизни.
10)   И конечно, поесть в столовойJ Куда же без нее? Тем более кормят в МГУ недорого и очень вкусно.



Кроме того, на малом Мехмате есть летняя и зимняя школа. Две недели погружения в математику. Все для детей!

Результаты, наверное, трудно оценить. Мы все-таки и дома много занимаемся. Но конечно, уровень сильно вырос. И в плане понимания задач, и в плане анализа условий. А это дает новый виток роста интереса. Что важно.На будущее.

promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
vv_cephei
Mar. 31st, 2017 12:47 pm (UTC)
да, вам с группой определенно повезло.
у нас никакой информированности, очень редко когда присылаются материалы, никогда не присылаются результаты. вакуум.
a_katkov
Mar. 31st, 2017 12:54 pm (UTC)
а вы пробовали говорить с преподавателем? и родителями?
(no subject) - vv_cephei - Mar. 31st, 2017 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 1st, 2017 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vv_cephei - Apr. 1st, 2017 08:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 1st, 2017 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vv_cephei - Apr. 1st, 2017 08:58 pm (UTC) - Expand
marmushka
Mar. 31st, 2017 01:18 pm (UTC)
Тимур молодец! Главное, что ему нравится.
Моя дочка пару лет назад после посещения лекции Спивака сказала, что в МГУ даже поступать не будет, если там такие учителя. ;)
a_katkov
Apr. 1st, 2017 08:17 pm (UTC)
А почему ей Спивак не понравился?
(no subject) - marmushka - Apr. 2nd, 2017 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 2nd, 2017 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 2nd, 2017 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marmushka - Apr. 2nd, 2017 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 3rd, 2017 09:11 am (UTC) - Expand
nat_nat
Mar. 31st, 2017 02:03 pm (UTC)
Для меня там только столовая :)) Но вообще - класс! Круто, что Тим прошёл!!!
a_katkov
Apr. 1st, 2017 08:18 pm (UTC)
для нас тоже:) мы туда тоже покушать приезжаем. и по территории погулять, на футбол посмотреть:)
utunuuu
Mar. 31st, 2017 02:07 pm (UTC)
попробуем пойти через год ))

по опыту общения )) студенты с математических факультетов самые веселые )) ну я в студенческую пору с ними да с физиками тусила ) гуманитарий среди математиков, хы ) в школе вообще в физмате , хы ) короче , сам бог велел хоть одного ребенка туда отправить попробовать )
a_katkov
Apr. 1st, 2017 08:19 pm (UTC)
Физики да, веселые:) Ну тут уже от предпочтений ребенка зависит:)
Через год это осенью?
(no subject) - utunuuu - Apr. 2nd, 2017 05:04 am (UTC) - Expand
ima555
Mar. 31st, 2017 07:34 pm (UTC)
Я Вас от души поздравляю!
Малый мехмат - самые лучшие воспоминания (хотя у нас праздников не было, математика и была праздником :))
Тиму - дерзать! Умничка.
a_katkov
Apr. 1st, 2017 08:20 pm (UTC)
Спасибо большое!!!
ТИмуру нравится. Хотя отзывы самые разные. Но тут все-таки дело в том, действительно ли интересна НАУКА математика человеку. Или просто хорошо идет школьная программа.
Наука все-так подразумевает определенный склад ума.
Не скажу что у Тима гениальные способности.
Но данные неплохие+желание+работоспособность.
svetlanka_1982
Mar. 31st, 2017 08:36 pm (UTC)

Здорово как! Спасибо!

a_katkov
Apr. 1st, 2017 08:21 pm (UTC)
Да очень интересная развивающая среда.
hockey_daddy
Apr. 1st, 2017 06:06 am (UTC)
Какой же Тим умничка у вас!
a_katkov
Apr. 1st, 2017 08:22 pm (UTC)
Спасибо Женя. Он пчелка - это да. Очень высокая работоспособность у человека.
ya_i_marusya
Apr. 1st, 2017 08:24 am (UTC)
спасибо за оперативность
a_katkov
Apr. 1st, 2017 08:22 pm (UTC)
я решил что затяну - никогда не сяду:)
lidavetta
Apr. 2nd, 2017 10:15 am (UTC)
Алексей, все-таки хотелось бы примеры заданий посмотреть, хотя бы пару-тройку. Мне не очень понятно, что вы называете "чистой математикой". Для меня математика года два уж как вовсе не цифры сами по себе, а весьма специфические понятия, которые даже в школе не всегда проходятся, поэтому я не понимаю, в каком формате даются задания в данном кружке.
Покажите что-нибудь, пожалуйста! Просто чтобы понять хотя бы направление.
a_katkov
Apr. 2nd, 2017 07:39 pm (UTC)
я написал что Малого мехмата это отчасти. Математика идет реальная с 5 класса.
Спивак на лекциях дает много много теории. Но мы не ходили -не могу сказать.
Задачи типа.
Фокус Фибоначчи
Я поворачиваюсь к вам спиной. Запишите друг под другом 2 любых числа не более 20. Допустим для примера, были выбраны 8 и 5. Сложите эти числа и запишите сумму под ними. Найденное таким образом 3 число складывается со вторым (стоящим над ним), и получается четвертое число. Этот процесс повторяют до тех пор, пока в вертикальном столбце не окажется 10 чисел. Позовите меня. Я повернусь и через 5 секунд скажу сумму всех загаданных чисел.
danilana
Apr. 2nd, 2017 06:14 pm (UTC)
О, я как раз это хотела узнать. Спасибо, что поделились :)
Интересно! :) всяческих успехов вам!
a_katkov
Apr. 2nd, 2017 07:40 pm (UTC)
спасибо! как ваши успехи? уже все сдали?
(no subject) - danilana - Apr. 6th, 2017 06:39 pm (UTC) - Expand
Julia K. Kuznetsova
Sep. 1st, 2017 02:06 pm (UTC)
преподы
спасибо за подробное описание. Хотим сейчас поступать в кружок. Сын идет во второй класс о/о школы.
Могли бы поделиться, кто Ваш педагог? ФИО?
И есть ли сведения о других преподах? кто лучше? к кому стоит идти?
a_katkov
Sep. 1st, 2017 03:43 pm (UTC)
Re: преподы
Дело в том что по итогам вступительной работы выбирать будут не родители. Выбирают преподаватели детей (в зависимости от того как показали себя раньше, как написали работу и пр.)
Так что цель максимально хорошо написать вступительную работу.
А дальше уже как сложится.
У нас был кружок Картвилишвилли (надеюсь я не ошибся и правильно написать фамилию). Но вели студенты - очень сильные мотивированные ребята. Мы были довольны.
grelka_grelka
Sep. 22nd, 2017 11:43 am (UTC)
Вели студенты?
И как с пропусками: если ребенок проболел одно занятие. то нужно "нагонять тему" или ему дадут листочек с темами на "уровень ниже", с заданиями пропущенного урока.

Edited at 2017-09-22 11:44 am (UTC)
a_katkov
Sep. 22nd, 2017 01:11 pm (UTC)
Студенты и аспиранты.
У нас девушка - многократный победитель всеразличных Олимпиад по математике.
Если болел то ничего формально отрабатывать не надо - но задания дадут - добровольно можете сделать. Если не сделаете вам же минус - потому что задания идут темами, и значит тема у вас провалится.
Уровней нет - каждый раз разная тема, поэтому формально пропуск не влияет на понимание следующего урока.
( 36 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow