?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Закончился очередной шахматный турнир. Который, к общему огорчению, Тим отыграл плохо.

Для начала смешное. Тим с мамой перед сном:
-Тим, расскажи что будем делать в плане шахмат дальше?
- Что-что... Тебе мама возьмем психолога, а я буду потихоньку исправлять ситуацию.



Разбор полетов, обсуждение с Тимуром обозначило несколько моментов, над которыми стоит поработать:

1) В игре уже наступила стадия, когда многие ходы в начале партии делаются автоматически. То есть он уже не раздумывает над определенными моментами, старается на автомате развить фигуры, а уже потом включиться в игру. Но при достаточно активной и обдуманной атаке соперника в дебюте это обстоятельство становится большим минусом.  По обсуждению с родителями в шахматной школе через это проходят многие дети. И у всех примерно на третьем году занятий. Похоже на пик аварий у водителей с трехлетним стажем. Когда кажется, что ты уже многое знаешь и приходит автоматизм, но предвидение ситуаций на дорогах пока слабое. При индивидуальной работе с тренером этого можно было бы избежать, так как тренер настаивал бы на отработке разных моделей начала игры. А вот при работе к группе - вряд ли.
В этом смысле есть над чем подумать. Информация на лекциях идет в основном вширь: новые дебюты, новые ловушки и пр. А вот серьезного углубления в каждую ситуацию и отработки навыка в школе на занятиях добиться тяжело. А именно там, в продолжениях ходов и находится проигрышная и выигрышная позиция.
К примеру, перед первой партией мы еще раз разобрали 6 партию Фишер-Спасский. И Тим использовал ее вариант в игре. И что? сразу результат!!! Выиграл у мальчика, который в итоге стал лидером турнира. Тим стал одним из двух человек, которым он проиграл.
Мама и мальчик в шоке, мы случайно стали свидетелями их разговора в раздевалке, где мальчик говорил: "Он играл какую-то незнакомую партию. Я ничего не смог сделать".

2) Несдержанность. Тимур обдумывает ход, пока думает соперник, придумывает хороший ответ. И вот тут наступает момент, когда соперник ходит, а Тим, уже придумав ход, не учитывает то, что ситуация с ходом соперника изменилась. Часто оказывается, что ход соперника изменил ситуацию, либо соперник напал на важную фигуру и нужно сначала ее защитить, а уже потом реализовать задуманную комбинацию.
Здесь же общая у детей привычка хватать фигуру в момент обдумывания, а не окончательного решения ходить. И потом уже приходится ходить этой фигурой, даже увидев более выигрышный вариант хода.

3) Эндшпили. Здесь сыну не хватает стремительности с. В итоге он "гоняет соперника" по полю слишком долго, затягивает окончание. Либо теряет инициативу и упускает возможность, так как каждый лишний ход дает возможность сопернику выйти сухим из воды или добавляет риска ошибок. Если соперники приходят к эндшпилю с равными силами, то Тиму сложно сконцентрироваться на главном, часто теряет пешки просто так и мало обращает внимания на пешки соперника. Это понятно, ведь эндшпиль - кропотливая работа по выгадыванию, высчитыванию маломальских преимуществ на несколько ходов вперед, а детям это еще сложно делать.

Есть о чем подумать, над чем работать.
В шутку даже спросили Тима: "Может бросишь шахматы?" На что получили категорический отказ!
promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
daniel_fra
Feb. 29th, 2016 09:01 am (UTC)
уважаю Тимура!
по-моему, неудачи учат больше, чем победы. и характер закаляют ;)
мой преподаватель всегда говорил, если тебе не трудно, если ты не ошибаешься, значит не идешь вперед...
Тимур насмешил в зарисовке с мамой :)))
a_katkov
Feb. 29th, 2016 09:04 am (UTC)
да раскусил маму:) мама как всегда волнуется больше Тима:)
Характер да, но не могу сказать чтобы расстройство у Тима носило деструктивный характер: он не рыдает, в истерике не бьется. Хотя плачущие дети - обычное зрелище на турнирах.
Считаю да, проигрыш тоже нужны.
(no subject) - a_katkov - Feb. 29th, 2016 09:11 am (UTC) - Expand
gitesael
Feb. 29th, 2016 09:28 am (UTC)
Молодчина!
И, да, проигрыши нужны.
Это и опыт, и умение принимать поражение, и умение ценить победы. :)
a_katkov
Feb. 29th, 2016 09:31 am (UTC)
обидно конечно, что все вполне по силам было. Но это тоже опыт. А опыт не может быть плохим. Важен не он , а выводы.
(no subject) - gitesael - Feb. 29th, 2016 10:42 am (UTC) - Expand
iressa
Feb. 29th, 2016 09:32 am (UTC)
Не бывает побед без поражений!) Ну, мы это уже обсудили. А маме - да, психолога)
a_katkov
Feb. 29th, 2016 09:49 am (UTC)
это так да:) все получили жизненный опыт и мама тоже:)

Edited at 2016-02-29 09:54 am (UTC)
(Deleted comment)
a_katkov
Feb. 29th, 2016 10:07 am (UTC)
да считается, конечно. Был 1176, теперь вот снизится, конечно.
Спасибо.. тут успех как таковой уже есть:) это любовь к игре.
Потому что вполне может так быть, что шахматы не будут его работой. Главное что они очень полезны в плане мышления.
Но если вдруг ему будет нравится - почему нет.

Edited at 2016-02-29 10:08 am (UTC)
fancot
Feb. 29th, 2016 10:22 am (UTC)
Ничего себе какая кропотливая работа по анализу! Успехов Тимуру больших!
А какой у Тимура сейчас разряд?
a_katkov
Feb. 29th, 2016 10:26 am (UTC)
Разряд как и был:) третий юношеский.
Большое спасибо за пожелание!
Все еще впереди!

Edited at 2016-02-29 10:26 am (UTC)
sama_sebe_vesna
Feb. 29th, 2016 11:11 am (UTC)
Алексей, а что вы ему сразу бросать предложили?? понятно, что в шутку, но у меня бы даже мыслей и шуток по этому поводу не возникло! Тим талантливый парень, проигрыши нужны, факт, и, конечно, ему еще есть куда расти! было бы скучно постоянно ровно выигрывать. так что Тиму успехов и - вперед, только вперед!!
a_katkov
Feb. 29th, 2016 11:24 am (UTC)
Мы просто спросили, может быть ему не нравится шахматами заниматься? Ну и сказали - если не хочешь - нет проблем.
В этом смысле, это не провокация, просто мы обозначили свою позицию, что шахматы - не обязаловка, и выбор за ним.
Это мы просто рассуждали, что помешало хорошо играть. Ну и спросили: может быть тебе просто не интересно?
То есть это просто в плане предположения. Я думаю ребенку и такое надо тоже понимать: для себя в душе ответить на этот вопрос. И знать, что какое-то занятие не висит над ним в качестве обязаловки.
(no subject) - sama_sebe_vesna - Feb. 29th, 2016 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Feb. 29th, 2016 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Feb. 29th, 2016 11:25 am (UTC) - Expand
kakoh
Feb. 29th, 2016 12:35 pm (UTC)
Неудача Тима результат вполне естественной (для его возраста и опыта) нестабильности игры. Практически все дети начальных годов обучения, которых я наблюдала за шахматной доской, играли либо совсем провально, либо гениально. Хладнокровная стабильная игра приходит с большим опытом и тренировкой. И в стабильности игры и кроется залог шахматного успеха. Зацикливаться на этом ни в коем случае нельзя и мама пусть не переживает. В этом и прелесть шахмат, что она как никакой другой спорт дает возможность активно пережить моменты проигрыша и побед. Побеждать достойно тоже, кстати, надо уметь.
a_katkov
Feb. 29th, 2016 12:57 pm (UTC)
абсолютно согласен. Именно нестабильность - самый основной нюанс в этой возрастной группе. Так что будем нарабатывать опыт. Побеждает Тим достойно - с улыбкой:) Маме да надо поработать над переживаниями. Но с другой стороны, это естественно:)

Edited at 2016-02-29 12:59 pm (UTC)
hockey_daddy
Mar. 1st, 2016 07:34 am (UTC)
Хорошо все складывается, проигрыши тоже нужны) Про психолога родителям - это он чудно подметил)
a_katkov
Mar. 1st, 2016 08:00 am (UTC)
Это правда, все идет по плану.
Про психолога вообще в точку. Надо же так уловить суть.
angel_nastenka
Mar. 1st, 2016 10:11 am (UTC)
Как интересно у вас, я не помню, чтоб мы учили дебюты по партиям. Хотя... может, просто не помню. Но это бы звучало, к примеру, сыграл Французский гамбит, а не партию Фишера - Спасского.
a_katkov
Mar. 1st, 2016 11:46 am (UTC)
именно так:)
Тим даже подписывает в записях: дебют четырех коней, ферзевый гамбит, какая защита и пр.

Дебюты по партиям и не учат, а вот развитие дебютов и их вариации - рассматривают (а не учат) как раз по партиям. В каждом дебюте после нескольких ходов начинаются разветвления, в которых есть интересные "проверенные" ходы, на которые второй ребенок не знает выигрышного варианта хода. Также там есть готовые как дети говорят "ловушки", которыми можно пользоваться, не просчитывая самому этот вариант: просто зная.
Я думаю вы понимаете о чем идет речь.
(no subject) - mary_s_mirom - Mar. 15th, 2016 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Mar. 16th, 2016 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - mary_s_mirom - Mar. 16th, 2016 08:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Mar. 17th, 2016 05:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - mary_s_mirom - Mar. 17th, 2016 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Mar. 18th, 2016 08:25 am (UTC) - Expand
melon_sp
Mar. 1st, 2016 04:46 pm (UTC)
Не думаете об индивидуальных тренировках? Хороший тренер только нужен. Можно по скайпу тренироваться. А что, мама прямо так сильно расстроилась, что ее сразу к психологу? :)

Edited at 2016-03-01 04:49 pm (UTC)
a_katkov
Mar. 1st, 2016 07:11 pm (UTC)
по скайпу мы пока сомневаемся сможет ли - возраст все-таки еще маловат.Но надо пробовать.
А тренер индивидуальный конечно нужен. Думаем в этом направлении.
Мамы все такие - волнуются, переживают:) Это и хорошо:)
(no subject) - melon_sp - Mar. 1st, 2016 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - melon_sp - Mar. 1st, 2016 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Mar. 1st, 2016 07:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - melon_sp - Mar. 1st, 2016 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Mar. 2nd, 2016 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - melon_sp - Mar. 1st, 2016 07:20 pm (UTC) - Expand
livejournal
Mar. 26th, 2016 05:03 am (UTC)
Именинный дайджест №10
Пользователь elenasilaeva сослался на вашу запись в своей записи «Именинный дайджест №10» в контексте: [...] В проигрышах тоже есть плюс. [...]
el4er
Mar. 27th, 2016 01:00 am (UTC)
А плохо отиграл для вас, это сколько баллов?))
a_katkov
Mar. 27th, 2016 01:13 pm (UTC)
в этом турнире было 2,5 балла из 7. Это объективно для него плохо. Потому что он с 4 лет с турнира для начинающих менее 4 баллов из 8 не набирал.
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow