?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера была очень интересная психологическая ситуация в школе. Настолько интересная, что я решил о ней написать.
Все началось с той самой французской рубашки с бабочкой.

(без названия)

Тимур с большой радостью надел ее в школу. Пришел. С утра был гимн, как всегда по понедельникам. Тим зашел в холл буквально в самую последнюю минуту перед звонком. Все дети, увидев яркую бабочку, конечно оживились. Сразу стали говорит: «О, Тимур ты с бабочкой!», «Ты как будто на концерт» и пр. и пр. Причем мы слушали эти комментарии и совершенно четко понимали. В них не было ни обидного, ни желания как-то задеть. Просто обычная детская реакция на яркое пятно, появившееся среди обычного утра. В общем, то это вполне нормаль: дети увидели что-то новенькое в Тимуре и обратили на этой внимание.

Тимур вдруг запереживал и даже сказал маме, что-то вроде «сними мне бабочку». Но тут грянул гимн, дети запели. После гимна мы отозвали Тима в сторону и пока еще кратко сказали, что дети сейчас привыкнут и перестанут замечать даже. Чтобы он не переживал. Он покивал и убежал. Но явно волновался.

Пока Тим был в школе, мы обсуждали  эту тему. Как он там. И снял ли бабочку. В 12 у нас было прослушивание в музыкальной школе и мы приехали пораньше забрать Тимура. Он был в рубашке, с бабочкой. Дети уже все весело играли. Про бабочку никто не вспоминал.

Вечером, как обычно перед сном мы обсудили это с Тимуром. С нескольких точек зрения.

Первое:

что человек должен сам решать, как и что носить, как выглядеть. И не должен одеваться исходя из мнения окружающих.

Потом мы обратили его внимание именно на то, что все яркое в жизни всегда вызывает интерес, внимание, а иногда и шутки со стороны окружающих. Это и плюс и минус. Постарались поискать с Тимуром плюсы и минусы.

Рассказали о том, что одежда – это возможность самовыразится и выделить свою индивидуальность. И этим можно пользоваться. И быть смелым.

Сегодня Тим сам выбрал рубашку с бабочкой.
Когда он вошел – вообще никто ничего не заметил – все выскочили ему навстречу и утащили играть.

А чисто по взрослому с Леной увидели вот какие варианты:

Ведь будь на месте Тима другой ребенок – мог сам снять бабочку и запрятать подальше. Могли на этой пойти и родители (И у нас мысль была). Что в этом случае поняли бы дети: Дети бы поняли, что они могут влиять на решения одноклассников. Могут, осмеивая одежду, манипулировать человеком. Могут оказывать влияние на одноклассника.

Что понял бы Тим, пойди мы у него на поводу и сняв бабочку… Что он слаб и должен принимать решения, исходя из того, что сказал кто-то из вне. Что он зависим и слаб.

На пустом месте. Из обычной детской радости от яркости и любопытства. Дети бы получили очень негативную модель поведения. Несколько таких случаев и коллектив стал бы другим. И мы рады, что и мы и родители в классе очень умело и тонко реагируют на такие вещи.

И главное, увидели, как разумен Тимур в таких разговорах. И как много у него к нам доверия. И какой он сильный тем, что умеет отстаивать свое мнение, если оно у него уже есть. А мы вот в таких нюансах помогаем ему разобраться в ситуации и сформировать это самое – его мнение.

promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 67 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
iressa
Apr. 14th, 2015 09:14 am (UTC)
Бабочка - это стильно!
Но... Действительно не все дети вписываются в этот образ и не всех детей можно вписать в этот образ.
пусть носит, чем креативнее, тем лучше. Постарше станет, можно научить завязывать настоящие, классические, "смокинговые" бабочки. Пока же это просто игра. В одежду и образы тоже можно играть)) Это очень интересно!
Мне кажется, кстати, это тоже хорошее объяснение, что одежда может быть игрой.
a_katkov
Apr. 14th, 2015 09:18 am (UTC)
согласен, надо будет эту мысль тоже продвинуть.
Что можно любой образ "надевать" на себя с помощью одежды.

Насчет вписываются - наверное ты права. На мой взгляд Тиму очень неплохо.
(no subject) - a_katkov - Apr. 14th, 2015 09:20 am (UTC) - Expand
daniel_fra
Apr. 14th, 2015 09:20 am (UTC)
правда, надо быть сильным, чтобы не снять бабочку в этом случае...
скажите, а этот стиль - рубашки с бабочками, самостоятельный выбор Тимура ?
a_katkov
Apr. 14th, 2015 09:25 am (UTC)
Что касается выбора.
Самостоятельный выбор Тима - это ходить голым.
Рубашки это выбор школы:) И в этом на самом деле ничего плохого нет.
Изначально у Тимура была бабочка черная с белым - на концерты. И он ее, кстати выбирает и любит больше галстуков.
Бабочки - были нашим предложением как раз как вариант яркой детали и выделится. И Тим ее поддержал.

Что касается эмоций - то когда мы эту рубашку купили -Тим очень здорово ее воспринял. И не зря в первый же учебный день с радостью надел. Она ему понравилась.

То есть он был доволен, идя в школу с бабочкой. Я как раз к тому, как мнение детей может сбить собственные решения и как важно уметь сохранить этот стержень.

И в еще большей степени о том, как попустительство ситуации может изменить детей.
(no subject) - a_katkov - Apr. 14th, 2015 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - daniel_fra - Apr. 14th, 2015 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 14th, 2015 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - daniel_fra - Apr. 14th, 2015 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 14th, 2015 02:58 pm (UTC) - Expand
nat_nat
Apr. 14th, 2015 09:46 am (UTC)
Спасибо за этот разбор.
a_katkov
Apr. 14th, 2015 10:21 am (UTC)
ситуаций, конечно, много. Но эта была яркая - решил написать
a_day_to_enjoy
Apr. 14th, 2015 10:18 am (UTC)
молодец Тим!
я тоже за возможность быть другим, ярким, непохожим. Это сложно, дети постоянно указывают, и не каждый ребенок готов принимать такой "вызов".
Петя пока может, но вижу, что часто тоже проскакивает "ребята будут смеяться", "все сказали" и т.п.
a_katkov
Apr. 14th, 2015 10:25 am (UTC)
Тимур пока все воспринимает за чистую монету и пока действия не оценивает с точки зрения, что могут сказать одноклассники. Это скорее хороший знак. То есть он решение принимает пока без оглядки на это распространенное "что люди скажут":)))
Надеемся это сохранить, хотя понимаю,что с возрастом это будет все более важно. К этому моменту хотелось бы сформировать умение слушать себя и уметь делать свой выбор.
(no subject) - a_day_to_enjoy - Apr. 14th, 2015 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 14th, 2015 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 14th, 2015 10:26 am (UTC) - Expand
britva_
Apr. 14th, 2015 11:13 am (UTC)
А где это по понедельникам всегда поют гимн? Это так во всех школах?
a_katkov
Apr. 14th, 2015 11:20 am (UTC)
насчет всех не скажу:) У нас поют:) я даже пост об этом писал.
http://a-katkov.livejournal.com/193056.html
(no subject) - britva_ - Apr. 14th, 2015 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 14th, 2015 04:13 pm (UTC) - Expand
kvika
Apr. 14th, 2015 11:25 am (UTC)
Как жаль что родители не всегда рядом когда у детей такие реакции на его реьенка, и они не могут сразу поддержать и повернуть фокус внимания. А ведь бывает реальный буллинг именно со зла...
a_katkov
Apr. 14th, 2015 02:57 pm (UTC)
я совершенно согласен.
Задача взрослых быть рядом.
И задача чтобы вот такие возможности не вырастали в манипуляции и уж тем более травлю.
А ведь несколько таких случаев и дети сами "дойдут", что можно подтрунивать специально и человек чувствителен к этому.
agnidzorziazan
Apr. 14th, 2015 11:32 am (UTC)
Очень хороший разбор!
И могу сказать, что и дети, которые учатся с Тимом хорошие, может быть еще маленькие))) Так как я знаю ситуации, когда ребята с мальчиком, который оделся немного не так как они, так жестоко обошлись, что за этим последовал сильный нервный стресс у ребенка, категорическое нежелание идти в эту школу...при этом, все на словах, очень злых, обидных и жестких...Всего лишь за рубашечку. чуть веселой расцветки...
Тиму повезло с родителями, а родителям с сыном...Пусть и дальше все так складывается, на доверии, на понимании...
a_katkov
Apr. 14th, 2015 02:55 pm (UTC)
Я специально описал всю ситуацию глазами родителя. И реально дети очень добрые. Мы увидели только позитивный интерес к новенькому и яркости. Но не желание обидеть или досадить.
Но дети ведь имеют свои представления. И вот тут правильно написали, как хорошо, когда взрослые успевают этот момент поймать и развить беседу на этот счет. А ведь могли даже не увидеть. Завтра Тим мог отказаться надевать рубашку. Или втихаря снимать бабочку.
Важно еще доверие, чтобы вот этого "втихаря" не было.
hockey_daddy
Apr. 14th, 2015 12:12 pm (UTC)
Красивая бабочка и необычного цвета) Тим молодец, что не снял!
a_katkov
Apr. 14th, 2015 02:53 pm (UTC)
Женя спасибо!!!
Да мы прямо облегчение испытали когда увидели, что не снял.
gubkanew
Apr. 14th, 2015 12:33 pm (UTC)
у нас очень все напряженно с одеждой, и мы часто слышим от матвея: "они скажут, что я некрасивый!". так что эта тема мне очень близка... здорово, что у вас все так чудесно получилось!
a_katkov
Apr. 14th, 2015 02:52 pm (UTC)
ого.. у вас на самом деле это близкая тема. Мы как раз были удивлены, потому что Тим и сам не замечает одежду других и по поводу своей не напрягается.
А тут запереживал.
Надеюсь он сделал выводы и какой-то момент понял.

А как вы с Матвеем разговариваете на эту тему?
zlobr
Apr. 14th, 2015 12:38 pm (UTC)
Бабочка - это официант или музыкант.
a_katkov
Apr. 14th, 2015 02:51 pm (UTC)
и для них тоже:)))
Вообще сейчас бабочки уже далеко ушли от вечерних костюмов.
Бабочки универсальны - от красных дорожек, до похода в парк:)
Сейчас их носят в любое время и с любыми вещами.

Это делают даже женщины:)



Edited at 2015-04-14 05:02 pm (UTC)
(no subject) - marienson - Apr. 14th, 2015 05:01 pm (UTC) - Expand
a_katkov
Apr. 14th, 2015 05:04 pm (UTC)
Cпасибо!
Denis Petrov
Apr. 14th, 2015 06:23 pm (UTC)
а зачем вообще создавать ребенку трудности?
Пост очень хорошо написан.
Очень хорошо подана идея "возможность самовыразится и выделить свою индивидуальность."
Всё это очень прекрасно.
Но - зачем?
Зачем родителям самим создавать ребенку возможные проблемы в отношении с окружающими?
Почему не надеть "положенный" предмет именно там, где "положено"? То есть непосредственно перед "прослушиванием"? Вне школы? Когда "слушать будут взрослые люди, да и другие дети будут одеты аналогично?
Пример-пояснение: уважаемые товарищи взрослые - Вы завтра сможете пойти на работу в одежде, которая может вызвать отрицательную реакцию у коллег и равного положения, и руководителей?
Я сформулировал вопрос именно так, потому что в разных коллективах принят стихийно или по официальным внутренним правилам разный дресс-код, главное не конкретная одежда, а ее "неположенность".
Многое Вы еще сможете сделать из того, что гарантированно будет осуждаться окружающими?
И даже не на работе - в кругу друзей, знакомых?
Не уверен, что 100% сделают это.
Аргумент "ну, это же работа, там всё серьезно" и подобные - не могу принять. Отношения с окружающими в школе - это тоже серьезно.
Аргумент "он должен учиться идти наперекор всем! Это его сформирует как личность!" тоже, на мой взгляд, не должен приниматься (чему "научит" травля со стороны одноклассников? ничему, кроме неуверенности в себе - а это уже и во взрослой жизни сказаться может).
Так и тут - у детей тоже есть много правил, идентичных иногда правилам взрослой жизни, и правило быть одетом в целом "как все" - не исключение.
В этот раз, со слов родителей, ребенку повезло.
Хотя, судя по всему, ребенок некоторые неприятные последствия.
И зачем? Что именно он "преодолел"?
Особенно поражает "проверка" родителей, что родительское желание исполняется неукоснительно (кстати, может, Тимур просто умный мальчик, и при появлении неприятных последствий снял галстук, пояснив другим детям ситуацию, вызвав даже, возможно, их сочувствие, и надел перед приходом родителей?)
Есть ли гарантия того, что при следующем родительском эксперименте с одеждой или чем-нибудь иным ребенку тоже повезет?
a_katkov
Apr. 14th, 2015 06:41 pm (UTC)
Re: а зачем вообще создавать ребенку трудности?
Что касается вопроса зачем:
Во-первых, это была его инициатива - надеть эту рубашку. И он хотел именно ее.
То есть конфликта не искал никто. Просто получилась неожиданная ситуация. И ее надо было пережить. Потому что сегодня сделали акцент на рубашке, завтра заметят новую прическу, послезавтра еще что-то.
И надо чтобы человек умел выходить из этой ситуации.

Если честно, мы не хотим вырастить человека, стремящегося быть "как все". Я вижу, что большинство детей не хотят расти "как все". Это позже, к средней школе, многие боятся выделиться.
Потом начнется гонка: телефоны, одежды как у всех. Это не наш путь. Мы как раз хотим вырастить человека, способного думать.

Выше уже привели примеры, когда ребенок с утра оценивает свой внешний вид, свою готовность или действия не сам, а с точки зрения того, как это воспримут его одноклассники (засмеют, не поймут). Не надо идти наперекор коллективу и противопоставлять себя ему. Но и себя терять тоже нельзя.
arg_sil007
Apr. 14th, 2015 06:57 pm (UTC)
вы большие молодцы и у вас очень круой подход к воспитанию ! надо брать пример)
a_katkov
Apr. 14th, 2015 07:01 pm (UTC)
Спасибо! В общем-то основа нашего подхода - это здравый смысл.Его часто трудно разглядеть за всеми "принято", "Удобно или "лень послушать себя", но мы стараемся:)
Denis Petrov
Apr. 14th, 2015 08:02 pm (UTC)
"мы хотим" - очень тревожаще звучит
a_katkov 14 апр, 2015 18:41 (UTC)
(ответ на мой комментарий Denis Petrov 14 апр, 2015 18:23 (UTC) )
"Если честно, мы не хотим вырастить человека, стремящегося быть "как все"."

"как все" - в чем? Правильно ли направление Вами выбрано?

Можно быть разным "не как все".
Можно - стать известным музыкантом, певцом, можно - стать известным врачом, физиком, юристом, предпринимателем, политиком и т.п.
Признанным специалистом в области, куда человек направит свои усилия.
Эти люди "не как все".
Но можно стать и другим "не как все".
Тоже "не поддаваться мнению коллектива", как приучен с детства, "защищать" свои "интересы", "право жить не как все" (и "вылетать" с работ, получать конфликты с соседями и т.п., из-за проблем с социализацией в коллективе, идущих с детства. как и многие из наших психологических проблем).
Да, я утрирую, согласен, звучит, возможно, излишне жестко, но только с целью более точно довести свое мнение - речь-то идет о ребенке.
И проблемы в песочнице, в школе в общении с коллективом, к сожалению, для ребенка также важны, как для нас - проблемы на работе.
"Во-первых, это была его инициатива - надеть эту рубашку. И он хотел именно ее."
Я про рубашку ничего не писал.
Я про галстук. Форма - "галстук-бабочка".
Не уверен, что про галстук - это "его инициатива", вероятнее всего - согласие.
Тест-вопрос - если это его инициатива и желание, то зачем запрет на снятие данного предмета? Еще и контроль за соблюдением запрета? Проявил одну инициативу - надел, проявил другую - снял (увидя несоблюдение правил дресс-кода), зачем же "разрешать" одну "инициативу", и запрещать другую?

"Выше уже привели примеры, когда ребенок с утра оценивает свой внешний вид, свою готовность или действия не сам, а с точки зрения того, как это воспримут его одноклассники (засмеют, не поймут). Не надо идти наперекор коллективу и противопоставлять себя ему. Но и себя терять тоже нельзя."

А разве, одеваясь с утра на работу, Вы не следуете тому же правилу?
И разве нет противоречия в приведенном абзаце? Когда он попросил снять "бабочку", именно не желая "идти наперекор коллективу и противопоставлять себя ему", зачем же это пресекать?

В принципе, всё это - мелочи, но разве наша жизнь не состоит из мелочей?
elena_dempsey
Apr. 15th, 2015 12:56 am (UTC)
Re: "мы хотим" - очень тревожаще звучит
Я вас поддержу. Нужно вникать в суть настоящих проблем ребенка. То что ему интересно и важно, об этом и говорить с ним.
А в данном случае появлением индивидуальности озабоченны родители, да так и не видят того что важно сыну.
elena_dempsey
Apr. 15th, 2015 12:25 am (UTC)
У всякого возраста свои задачи. В семь лет естественная природная задача ребенка это дружба. Дружба с детьми своего пола. Мальчики учатся общаться с мальчиками, а девочки с девочками.
Поэтому мальчику, особенно мальчику, может оказаться гораздо важнее произвести правильное впечатление на "пацанов", чем выразить себя. Я бы посоветовала не особо заострять внимание на индивидуальности в этом возрасте, а скорее озаботилась бы тем, чтобы мальчик нашел настоящих друзей.
Есть мнение, что дети не "надружившиеся" в этом возрасте вволю, могут на всю жизнь остаться психологически незрелыми подростками, склонными влюбляться в людей своего пола.
Лет в 13-14 вы заметите что ваш мальчик думает о своей индивидуальности и о девочках, и устанете удивляться тому как нелепо он одевается, чтобы произвести впечатление на девочек. )
И только после 21 года молодой человек озабочен проявлением своей индивидуальности, в том числе и через одежду, особенно через одежду, если иными способами выразить себя трудно. В этом возрасте мужчины еще очень неуверенны в себе.
Но и это пройдет после того как мужчина обретет почву под ногами, весомую должность, свой дом, после того как он и без одежды будет ощущать свою значимость. Его устроит просто деловой костюм, рубашка и галстук. )
a_katkov
Apr. 15th, 2015 07:29 am (UTC)
мы как раз не заостряем внимание на индивидуальности. И это был первый момент, когда мы поддержали его инициативу.
Тут речь вообще не выражение индивидуальности. А про умение защитить свой выбор перед самим собой. Это воспитывается в детстве. В 17, 21 и дальше это уже трудно воспитать.
Если бы дело было в конфликте - мы бы первые посоветовали ребенку обойти его. Но это был чистый всплеск эмоций, который его смутил. Точно также как дети смущаются в этом возрасте в публичных выступлениях. И откладывать на будущее смысла нет - надо научиться просто видеть эти ситуации и понимать, что это просто эмоция. А не строить свою жизнь , исходя их этого эмоционального фона.
(no subject) - elena_dempsey - Apr. 15th, 2015 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 15th, 2015 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - elena_dempsey - Apr. 15th, 2015 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 15th, 2015 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elena_dempsey - Apr. 15th, 2015 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 15th, 2015 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elena_dempsey - Apr. 15th, 2015 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 15th, 2015 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elena_dempsey - Apr. 15th, 2015 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 15th, 2015 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elena_dempsey - Apr. 15th, 2015 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 15th, 2015 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elena_dempsey - Apr. 15th, 2015 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_katkov - Apr. 17th, 2015 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - elena_dempsey - Apr. 17th, 2015 12:28 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 67 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow