?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПисАть правильно...

Конечно, занятия по Доману в раннем детстве внесли свою лепту в грамотность. Простые слова Тимур пишет безошибочно. Однако, сейчас у Тима активно развивается речь и практически все он стремится записать. Одна из задач этого года - познакомить Тимура с основными правилами русского языка. А чтобы запомнить и научиться писать... надо ... просто писать.

Те, кто давно читают наш дневник знают, что вариант "в 3 часа у нас чтение, в 4 письмо"  - далеко от нашего представления о том, как заниматься с ребенком. Поэтому пишем мы исключительно тогда, когда Тиму захочется. И вот мы нашли очень хитрый способ потренировать письмо.

Дело в том, что Тим очень любит готовить с нами, выбирать рецепты и записывать их. И мы с радостью стали диктовать ему эти рецепты под запись. Получаются такие небольшие мини-диктанты.



Механизм работы с этими диктантамилегко встраивается в процесс готовки - между делом мы проводим несколько этапов.

1) Перед написанием мы читаем рецепт целиком, чтобы Тим решил - будем это готовить или нет. То есть, появляется видение текста целиком.

2) Дальше Тим записывает текст под нашу диктовку.

3) Уже на кухне мы просим его читать нам каждый этап (ну вроде бы мы продуктами занимаемся, а Тимур руководит что делать). Иногда уже на этом этапе он видит свои ошибки и исправляет их. Это крайне полезно для орфографической зоркости.

По идее, хорошо бы выписывать сложные слова и развешивать. Мы этого не делаем пока - руки не готовы обычно от продуктов оторваться:)

4) Дальше, пока блюдо готовится, мы сами  проверяем каждое слово. Объясняем, почему каждое слово пишется так,а  не иначе - рассказываем правила.

По идее, хочется выйти на диктовку предложениями с одним повторение. Ну и безошибочное письмо:) Будем надеяться систематическая работа и чтение в этом поможет.

А еще Тим единственный 5 летка в шахматной школе, который сам записывает все партии. Во многом благодаря этому ему разрешают приходить на турниры - ведь там умение записывать обязательное.



Конечно, сейчас работа на два фронта (играть и записывать) не очень помогает ему работать на качеством игры и отвлекает. Но мы не мешаем, потому что письмо в итоге станет автоматическим и появится больше времени подумать. Лучше этот этап пройти пораньше.
promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
marsupian
Mar. 1st, 2014 12:40 pm (UTC)
Отличная идея писать рецепты.:)
a_katkov
Mar. 1st, 2014 12:43 pm (UTC)
ага главное мы активно не продвигаем идею, что можно ноут принести в кухню и там читать - как-то так пошло, что теперь записываем с компьютера большого и Тим нам на кухне говорит, что делать и когда.
Полезно, интересно и вкусно:)
mar_t
Mar. 1st, 2014 02:36 pm (UTC)
это очень интересно
Только "готовится" блюдо без мягкого знака.
Я очень извиняюсь
a_katkov
Mar. 1st, 2014 03:18 pm (UTC)
Re: это очень интересно
ничего страшного:))) я как раз не диктант пишу:) так что ошибки бывают:) Надеюсь, что Тимур, как и должно детям, станет лучше своих родителей:)

Edited at 2014-03-01 03:23 pm (UTC)
vetryanaya_o
Mar. 1st, 2014 02:46 pm (UTC)
Вот это да! Наш, совершенно по своей инициативе, взялся писать именно рецепты! Весь дом завален рецептами и меню :-)
Правда, на грамотность пока внимания не обращаю. Во-первых, он только-только начал писать, а во-вторых я просто валяюсь от того, как он может написать какое-то слово. Где еще так можно повеселиться?
Между делом все-таки говорю ему, что не все слова пишутся так как слышатся. Он спрашивает как и даже запоминает, но это у нас все-таки будет следующий этап.
a_katkov
Mar. 1st, 2014 03:19 pm (UTC)
ага у нас тоже личная инициатива - и мы просто удачно подхватили и внедрили свои задачи в его увлекательное дело:)
Правда главное в этом процессе - в приготовлении еды:) Маскировка - наше все:)

Edited at 2014-03-01 03:26 pm (UTC)
vetryanaya_o
Mar. 1st, 2014 04:30 pm (UTC)
Удивительно, что они так синхронно именно рецептами увлеклись :-)
a_katkov
Mar. 1st, 2014 05:43 pm (UTC)
у Тима это давненько - с осени еще:) Мы правда такой системности как сейчас не замечали - поэтому и не знали как и куда это направить. А у вас как давно?
Может это вирус???
Как известно это вирусами одновременно болеют:)
vetryanaya_o
Mar. 1st, 2014 05:52 pm (UTC)
У нас только началось! Но наш помладше будет на пару-тройку месяцев... Может возрастное?
Злат вообще очень готовкой интересуется и мечтает стать ресторатором. А рецепты раньше не записывал, писать не умел :-) Теперь только держитесь, и записывает и воплощает, и маму пробовать заставляет. Вот сейчас запощу один его рецептик.
a_katkov
Mar. 4th, 2014 06:25 pm (UTC)
ооо ресторатор это круто!!!
svetlanka_1982
Mar. 1st, 2014 03:02 pm (UTC)
Как интересно придумано!
Алексей, у меня такой вопрос. Когда ребенок сам учиться писать? От чего это зависит? Связано ли это с умением читать. Данила пишет простые слова, мама, папа, баба и др. Но думаю он просто их запомнил. Буквы он знает давно уже все. Но вот я немогу понять, когда придет умние все записывать самому?
a_katkov
Mar. 1st, 2014 03:23 pm (UTC)
тут как раз никакой придумки:) Оно само получилось, с подачи Тимура.
Я дума связано с умением писать и постоянным наличием бумаги под рукой, с интересом к символам. У нас бумага просто улетает пачками уже несколько последних лет. Это и рисунки, и буквы, и задачки. Вот к примеру сегодня около 50 листов А4. Тут альбомчиками не обойдешься:) Ибо почерк в этом возрасте требует простора:) Да и это куда лучше, чем мельчить - опять же зрение надо беречь.

ТАк что я бы обратил внимание на бумагу в доступе. И самим , конечно обыгрывать как-то. Мы задачки, к примеру, рисуем. Стихи, опять же, пишем или печатаем. То есть тексты везде Тим видит. Закономерен интерес к буквам и цифрам.
little_ermine
Mar. 5th, 2014 11:56 am (UTC)
Извините, Алексей, я тоже прокомментирую со своей колокольни :)
Мне кажется, умение и желание писать что-то приходит не просто так, "потому что бумага в доступе и уже наступил час икс для письма". В общем-то, многие дети (я знаю как минимум десять человек, из которых двое моих детей и остальные дети которых я учила или их братья-сестры) - многие дети не пишут не потому, что не умеют, а потму что не видят в этом никакой практической пользы. Вот мы с вами взрослые, и нам без письма никуда. Ни в ведомости расписаться, ни супругу записку написать. А пяти-шестилетке это зачем надо? Да не надо ему, вот он либо и не пишет, либо письмо превращается в искусственное навязывание "сели, деточка, за столик, и пишем букву А". Это я утрирую конечно, но смысл понятен:)
Вот у Тимура записывание рецептов как раз попытка уходу от навязывания и попытка показать письмо на практике. С некоторыми детьми срабатывает. А с некоторыми, ленивыми или хитрыми (как мои например :)) не срабатывает. Поэтому - ждем-с.
Старшая дочь "доросла" только в школе. И до сих пор не любит писать. Но если надо - напишет, красиво, без ошибок, быстро. но перед этим поищет способ, чтобы не писать.
Лева писать умеет, может если ОЧЕНЬ надо написать все что угодно, письмо Деду Морозу например. Но просто так, "из любви к искусству", не пишет. Слабо себе представляю, как бы я заставила его писать рецепт (а также не только его, чтобы не привязываться только к моему ребенку, например, четырех детей - друзей Левы, занимающихся всяческим РР, если это важно). Левка это рецепт просто запомнит наизусть и пойдет готовить :) Есть такие, не-моторные дети. И их очень много... У меня в двух группах 3-4леток и двух группах 5-6леток на курсах английского было таких большинство. Кстати, что интересно "моторных" почему-то больше девочек.
a_katkov
Mar. 5th, 2014 02:08 pm (UTC)
частично соглашусь, что дети разные. Но детям обычно нравится делать то. что у них получается. То, где им интересно.
Отсюда и плясать надо:)

Интерес разный - мы случайно пришли к этому, потому что ноутбук постоянно на работе, а рецепт надо новый переписать чтобы приготовить. Или бегать читать (что тоже бывало - тогда для чтения польза). Тим видя как мы пишем стал писать за нами - сначала строчку, потом две - теперь все сам пишет.

Аналогично с играми, с математикой - да с чем угодно. Ну нет такого что прямо само в 4 года опа и возникает. Очень редко.

В 7-8-9-10 когда круг общения больше, круг интересов шире, опыт опять же - да тут возникают какие-то личные уже вещи. А раньше - именно обстановка играет роль.

Тим вообще пишет все целыми днями. Шахматные партии, свои тексты, рецепты, идеи, названия своих чудищ, подписи к тому , что нарисовал и т.п. И я вижу что это именно его легкое владение своей рукой - ему ЛЕГКО писать. Для него это не труд - поэтому не лень. Лень возникает когда надо усилия прилагать. А когда не надо?:)))) Ее быть не может.

А вот перейти от "я не умею", к "я не задумываюсь, что умею" - это труд родителей. Чтобы было весело, интересно и не было ощущение работы и напряжения "садись деточка напиши букву".

К школе приходят потому что тянуть некуда - не было бы необходимости и к школе бы многие не пришли.

Но я как всегда уверен, что радостное познание, легкость и отсутствие напряжения - залог успехов..
little_ermine
Mar. 5th, 2014 02:42 pm (UTC)
>>радостное познание, легкость и отсутствие напряжения - залог успехов
Да, безусловно, совершенно согласна! Но все равно - если ребенку ТЯЖЕЛО, тут даже сто игровых форм можно придумать, все равно будет ТЯЖЕЛО.
У меня просто опыт с дошколятами богатый, я много репетиторствовала и на курсах тоже вела группы. Если ребенку дано, если он кинестетик хороший, то тут даже напрягаться особо не надо, он будет писать. А если "рука не идет", даже с игровыми методами все равно будет тяжело. Да, писать будет. Но не будет испытывать к этому особого стремления и влечения. То есть "для себя" скорее всего писать не будет, и главное с такими детьми не переборщить. Я
little_ermine
Mar. 5th, 2014 02:43 pm (UTC)
нечаянно отправилось....Я своих таких учеников старалась лишний раз не просить писать что-то и рисовать. Ну некомфортно им, зачем мучить зря.
a_katkov
Mar. 5th, 2014 03:13 pm (UTC)
я все-таки вижу задачу учителя не спрятаться от трудностей, а научиться справляться с ними и создать к не получающемуся интерес.
Тем более с письмом - лучше научить, сделать это легким, нежели обходить стороной и выйти опять к тому что ребенок не умеет писать - ибо все взаимосвязано - не учишься - значит и уметь не будешь.
Считаю, что "зря" тут точно не будет

Edited at 2014-03-05 03:14 pm (UTC)
little_ermine
Mar. 5th, 2014 06:07 pm (UTC)
Дело не "в учиться" и не в "не умею". Умеют дети. Но не любят. Зачем их давить? Вот я не люблю математику. Вернее для себя никогда заниматься ей не буду. Хотя у меня была шикарная школа с шикарной учительницей, которой я смотрела в буквальном смысле в рот и мне было интересно. Но только в рамках урока. Ну не лежит у меня душа к этому. Мне тяжело. И неинтересно. Даже задачи Перельмана :)
Так же как есть дети, которые не любят рисовать и все подобные сопутствующие вещи. У меня как раз была спецшкола с худ-эстетически уклоном. Но часть ребят в нашем классе не любили художества (зато у родителей были амбиции на эту тему). Несмотря на суперских педагогов, на всякие интересности типа металлопластики, батика, основ художественной фотографии и еще кучи всего.
В общем, я к тому, что научить можно (и нужно), но если совсем никак, то наверное лучше попробовать подождать. Письмо такая штука, рано или поздно необходимость умения назреет, и будет проще объяснить, зачем.
PS У меня в френдленте есть мама с тремя детьми. Она хоумскулер. Ее дети сами учились писать, в смысле мама не подкатывала к ним с этим вопросом, пока дети сами не заинтересовались. Старший заинтересовался сам кажется в 5. Девочка помладше в 4 с чем-то, но у нее перед глазами старший брат. Это я к тому, если "никак", то не форсировать.
Но это мое сугубое имхо, у всех разные дети, и разные подходы к ним. Что хорошо для одного, для другого может не пойти категорически :))
a_katkov
Mar. 5th, 2014 06:46 pm (UTC)
Это собственно подтверждает мои слова:) Основная задача родителя или учителя понять что конкретному человеку интересно (одному рецепт написать, другому схему подписать и т.п.) и привить на этой базе навыки.
Никакой сверхзадачи в письме и нет. Это просто навык. Чтобы уметь - надо взял написал. Не надо - не пишешь. И только отдельные графоманы с выраженным талантом уйдут в письмо с головой, каллиграфию и пр. нюансы.
a_katkov
Mar. 5th, 2014 03:10 pm (UTC)
все правильно... но вы же как профессионал понимаете, что каждый канал можно развивать.
Тим например, до этого года четко визулист был - слушать ему было сложно. Однако, мы понемногу, по 5 минуток буквально стали слушать аудиосказки. Дальше больше. Теперь вот по 7 часов в машине может только слушать.
Если прилагать усилия, развивать интерес, любой навык приходит.
little_ermine
Mar. 5th, 2014 07:17 pm (UTC)
У меня Левка наоборот, аудиал. Слушать может до бесконечности. А вот писать-чертить-рисовать не очень. Он перфекционист еще, если получается не очень, то лучше не будет делать вообще, чем делать плохо.
a_katkov
Mar. 6th, 2014 04:51 am (UTC)
Это все дети такие:) ничего удивительного нет.
Тим тоже нервничал когда не получалось - подбирали такие варианты, чтобы было "по зубам" и он с радостью видел успехи свои и шел к новым.

А аудиальный канал мы даже слишком успешно развили - теперь даже поговорить и поглазеть в машине не хочет - сразу слушать. Так что все развивается - главное просто приложить усилия. Человеческие возможности по настоящему БЕЗГРАНИЧНЫ. А уж дети... могут все! В общем, я против вариантов "дано/не дано".

Одно дело стать олимпийским чемпионом, лучшим в чем-то - тут надо и желание, и возможности и данные. Но просто чему-то на вполне достойном уровне научиться - запросто.
hockey_daddy
Mar. 3rd, 2014 04:16 pm (UTC)
Здорово у вас с этим! У нас не любит как-то писать и рисовать... Такое чувство, что даже карандаш не очень-то ему приятно держать. Только кистями рисует)
a_katkov
Mar. 4th, 2014 06:27 pm (UTC)
я стал замечать, что дети не любят того, что не позволяет им выразить себя. То есть вот берет Лешка ручку/карандаш. Пытается самовыразить что-то. А не получается. Может в силу моторики - не пишется что ему надо. Может именно цвет ему нужен для самовыражения, а его мало. В общем, присмотритесь почему это происходит. Если моторика - то понемногу тренировать и дело пойдет. Если цвета - усилить цветами, разноцветными ручками, толстыми , тонкими....
v_ikchika
Mar. 4th, 2014 11:05 am (UTC)
ОО вижу кулинария интересует многих:) я своему 7-ке устроила кулинарную мастерскую. Приглашаем детей и она вместе готовят, записывают приготволенный рецепт по памяти, в процессе корректирую, напоминаю, устраиваю всякие усложнения, перевести стаканы в гр, даю таблички с переводом, они проверяют на весах ну и т.д.
a_katkov
Mar. 4th, 2014 06:28 pm (UTC)
круто, а есть где почитать посмотреть как это проходит?:) отличная мысль ведь!
v_ikchika
Mar. 4th, 2014 07:58 pm (UTC)
фото есть, но времени обрабтать и описать нет:)) у меня еще годовасик и перевела первоклашку своего на дом обучение, так что совсем со временем туго:)http://v-ikchika.livejournal.com/106824.html вот тут немного
a_katkov
Mar. 5th, 2014 02:09 pm (UTC)
здорово!!! будем перенимать опыт!
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow