?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Умение говорить связно, красиво, использовать большой запас слов - это безусловно признак грамотного человека. И, конечно, это хорошая цель для родителей! Кроме того, любому человеку не бесполезно умением пересказывать текст, запоминать большой объем информации. Для сегодняшнего момента это супер важно.

карты памяти



Тренировать умение составлять связные рассказы, запоминать истории и стихи и пр. можно самыми разными методами.
Во-первых, конечно, это традиционное запоминание, путем многократного повторения. Так хорошо учатся стихи. Вам достаточно лишь выучить его самому, и читать нужный стих ребенку довольно часто.

Интересный и веселый вариант: придумывать связки. То есть вы выкладываете перед малышом 2 картинки (а можно и не выкладывать, а просто говорить 2 слова, если дело происходит на улице) и просите связать их . Сочетания могут быть простые для малышей: например кот и мясо (кот любит мясо). А могут быть весьма сложные. Например,попробуйте ка связать водопад и  степплер.

мясо
кот

Метод Шичиды, который мы также практикуем тоже не обошелся без этого направления:  linking memory широко использует запоминание места расположения картинок. через придумывание связного рассказа.

И самый популярный, пожалуй метод в российской практике развития речи: составление рассказа по картинкам. Дети обычно очень любят этот вариант. Тиму вообще готов рассказывать самые фантастические истории, случать чужие и учиться на чужих историях. Обычно, если мы используем один прием, то через пару занятий видим, что Тим уже прочно усвоил его.

рассказы по картинкам

И вот, последний вариант, к которому мы давно подбирались. Это умение самому составлять схему-модель текста. Эта техника называется "мнемотехника". Сейчас мы активно учим Тимуру заменять ключевые слова или мысль в предложении символами, словами или буквами. Так, чтобы по одному взгляду было легко вспомнить мысль.

Так Тимур заполняет схему своими рисунками и потом уже легко воспроизводит текст. Смысл еще в том, что рисуя опорные рисунки просто невозможно забыть их потом. они настолько встраиваются в память, что забыть из нереально. Это мы проверили на себе.

Больше всего нас поражает, какие интересные приемы находит Тимур, чтобы описать мысль. Это само по себе достойно того, чтобы использовать эту технику!

Для примера привожу нашу вчерашний игру по запоминанию стихотворения "Почему исчезли динозавры?" Мы и порисовали, и посмеялись, и стих выучили:)

мнемо
мнемо1
мнемо2

А заодно ведь и рисование, и фантазия, и моторика тренируется!

Горячо рекомендую вот эту книжку всем, кому интересна эта техника!

книжка мнемо

Сюда, конечно, следовало бы добавить еще и развитие памяти, но это отдельная большая тема.


promo a_katkov october 17, 2013 10:36 15
Buy for 300 tokens
Наш семейный бизнес - это качественные аккумуляторы производства Германии - MOLL и производства Японии - GS YUASA. Для автомобиля, мотоцикла, скутера, лодки, кэмпера и любой другой техники, нуждающейся в энергии. ЖЖ-жители России могут заказать аккумуляторы с доставкой. Взаимным друзьям по ЖЖ -…

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
tishina_x
Nov. 4th, 2012 10:41 am (UTC)
я в школе учила стихи так (спасибо, что напомнили): на каждое слово придумывала какой-нибудь жест, строчка - набор жестов. Потом воспроизводила жесты и по ним читала стих :)
Такой способ использовался в особо трудных случаях, когда непроизвольно запомнить никак не могла )
a_katkov
Nov. 4th, 2012 05:20 pm (UTC)
Да, метод шикарный! Сами в шоке как здорово работает. Мы стихи с Леной с 1 раза смогли любые прочитать наизусть!
livejournal
Nov. 4th, 2012 11:37 am (UTC)
Мнемотехника и способы развития речи
Пользователь st_yankee сослался на вашу запись в записи «Мнемотехника и способы развития речи» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мнемотехника и способы развития речи [...]
(Deleted comment)
a_katkov
Nov. 4th, 2012 05:13 pm (UTC)
Книга это хорошая идея, но пока , к сожалению, времени не хватает. Да и, наверное, это тоже целый бизнес, где уж точно не автор зарабатывает. Поэтому видимо ради удовольствия - на пенсии:)
boroel
Nov. 4th, 2012 01:20 pm (UTC)
Спасибо большое! Опыт старших товарищей нам очень помогает:)

А еще буду очень благодарна за пост по развитию памяти!:)
a_katkov
Nov. 4th, 2012 05:13 pm (UTC)
я напишу, конечно, что у нас хорошо идет и какие результаты.
asgert
Nov. 4th, 2012 05:15 pm (UTC)
супер.

а я ездила на семинар по лепке. у меня болит все ))))))))))))
группа теть и дядь бросала и шмякала огромные оковалки глины. с хохотом и визгами.
сижу никакая. довольная.

пс.
у нас пропал урок номер 4 из курса английского. пришлите, пожал-ста.

пс.2.
хотим ваш купальный костюм
a_katkov
Nov. 4th, 2012 05:22 pm (UTC)
как прошло занятие?

Урок вышлю.
В костюмом вышла заминка - Тимур увидел, что решили его отправлять вам и вцепился - требует оставить, говорит будет сам в нем плавать. Так что мы недельку паузу возьмем, чтобы ажиотаж спал:)))) Если не будет плавать, договорились, что отдадим девочке, которой холодно:)
asgert
Nov. 4th, 2012 07:24 pm (UTC)
хорошо. вещь Тимура - его и решение.

занятие понравилось. поработали с маленькими и большими кусками глины, посмотрели - какие мышцы включаются (работают пальцы, вся ладонь, предплечье, спина...) что стоя лепить из большого куска легче.
вминали глину основанием ладони, делали колобки. катали между ладонями - получается юла, если не подправлять в шар.
бросали и шлепали об стол - делали из колобка куб. потом увеличивали число граней у куба. потом я перешла в конус, усеченный конус, призму и пр.

делали лепешки, из них основания и стены для домов. делали избушки из бревен, окна, двери, крышу.
вытягивали деревья из цельного куска, делали дупло, сажали сову на дерево.
делали уточку, из утки гуся, из гуся лебедя, из лебедя орла, из орла страуса, ищз страуса курочку.
из яйца вылупляли цыпленка.
лнепили голову человека - вминали глазницы, наращивали череп.
лепили людей - все своих. жителей деревни.
мне трудно было лепить крышу дома.

животных много разных лепили, сказку. обсуждали, как маленький ребенок выстраивает сюжет по ходу лепки. как играть немножко говорили.

мне очень удался гусь, орел, дед на лошади с лисой в телеге, корова (я сначала слепила вымя, потом к вымяни все остальное достраивала)

собралось 8 человек, все очень интересные - и педагоги в вальдорфских центрах, и поклонники Домана-Монтессори, и участники семинаров Макаровой-Кац-Ремки-Фокиной-Чарковского и пр. так что много часов лепили, разговаривали и ели пироги

Edited at 2012-11-04 07:25 pm (UTC)
a_katkov
Nov. 5th, 2012 06:17 am (UTC)
поэтому и уважаем его решение - но я думаю это не на долго.
Отпишу тогда как готов отдать будет.

Классное занятие. И где вы их находите? мы бы тоже сходили.
aglashechka
Nov. 4th, 2012 10:08 pm (UTC)
Какой отпадный стих про динозавров!!!
Вы большие молодцы! А мы лентяи..(((
Не получается засадить заниматься деток - мы и отстали..(
a_katkov
Nov. 5th, 2012 06:16 am (UTC)
Стих чудесен просто! Тим его обожает!
А засаживать обычно не надо - им главное предложить что-то интересное - и они тут как тут:)
(Deleted comment)
a_katkov
Nov. 5th, 2012 06:14 am (UTC)
вообще, я с 14 лет только и делал что занимался бизнесом:) Так что профессия моя, наверное, предприниматель:)
jenny199
Nov. 5th, 2012 12:05 pm (UTC)
я была приятно удивлена, когда у первоклассника увидела стих в картинках, который он выучил. подсказку держал в руках, когда читал стихотворение наизусть. ни разу не подсмотрел. :)

вы молодцы. не устану это повторять!
a_katkov
Nov. 5th, 2012 05:09 pm (UTC)
Самое главное, что когда нарисовал - то смотреть уже не так важно - оно само в памяти всплывает:)
Было бы классно до школы отработать эту технику! А вы ее используете со школьниками?
jenny199
Nov. 5th, 2012 06:33 pm (UTC)
главное, показать, как это удобно... когда перед глазами не черные значки-буквы, а картинки.
а потом можно с интересом посмотреть на разные зарисовки одного и того же стихотворения.

lerumpochka
Nov. 5th, 2012 01:50 pm (UTC)
немного офф
не перестаю восхищаться и вдохновляться вашими успехами с Тимуром!!!
хочу спросить, вот если в книгах, которые вы читаете Тиму, попадается что то ,что принципиально и концептуально не подходит вам:

например, о радости сладостей (а вы не даете ребенку сладкого), или несостоятельности маленьких детей (а вы считаете, что возраст это не столь важно) и т.п.
вы все равно читаете эти книги? читаете и комментируете согласно своей позиции? не читаете?

на мысль натолкнуло стихотворение о динозаврах и каше))))
a_katkov
Nov. 5th, 2012 05:19 pm (UTC)
Re: немного офф
Спасибо!

А по поводу книг...
Динозавры наоборот висят теперь на кухне - они наши помощники в деле кормления. Говорим: "Посмотри, что с динозаврами стало, когда они мало ели..." Тим сразу готов поесть. Едок он так себе - поэтому пользуемся.
А там где концептуально... про сладости к примеру - мы подтверждаем, что если бы людям было полезно для жизни кушать одни сладости - то мы бы и сами их кушали целыми днями. Тим знает, что есть полезные продукты и их надо есть. Он даже часто справляется полезно ли то или иное блюдо. Так что убедить его, что сладости мы едим понемногу, а полезное всегда - не составляет труда.

ПО поводу маленьких детей - он воспринимает это как шутку . И опять же считает себя взрослым (то говорит, что ему 6 лет, то 10...:)) Хотя возраст свой знает!

В целом, просто разговариваем, спрашиваем его мнение, комментируем и не драматизируем, что люди часто не так как мы живут в книгах - поясняем, что мы дома так живет и так считаем верным и почему именно так.
lerumpochka
Nov. 5th, 2012 06:29 pm (UTC)
Re: немного офф
спасибо огромное! прям прояснили все))) а то все боялась чтото лишнее прочитать-показать, чтоб "не так" не научить...а теперь сама себе удивляюсь)))
Спасибо!! Вдохновеия и успехов вам!!!

Edited at 2012-11-05 06:32 pm (UTC)
little_ermine
Nov. 10th, 2012 10:53 am (UTC)
Мнемотехника - это супер, но не всем подходит :) Нас в школе учили этому приему. Для моей сестры, например, было ОЧЕНЬ сложно вспомнить что именно скрывалось за картинкой которую она нарисовала как подсказку (она тяжело воспринимает визуальные образы - лица, картинки, задания на "найди что изменилось" для нее до сих пор мучение). После трех двоек от нее отстали - потому что стихи на слух она выучивала за один-два повтора, а способом мнемотехники - никак не выучивала вообще. Ну в крайнем случае, могла сочинить свой новый вариант :))
a_katkov
Nov. 10th, 2012 11:01 am (UTC)
стихи это как вариант. Но тексты по не как раз очень легко пересказывать. Конечно, использовать ту или иную методику - зависит от человека и его особенностей.

На мой взгляд для выучивания стихов этим способом необходимо развитое чувство рифмы и слов - то есть просто взглянув на картинку или опорное слово человек улавливает рифму с предыдущей строкой..
А для выучивания за 1-2 раза просто память. У нее видимо очень сильная оперативная память. Она просто загружала туда стихи. Лена что-то подобное рассказывала - она так в день рассказывала до 20 стихов учителю. Но через неделю ни один не могла вспомнить. Мнемо техника как раз позволяет запомнить намертво, ну или надолго.

Конечно, если не идет со стихами, но уж тексты и пересказы с ее помощью точно всем просто делать.

Наверное как-то так.
little_ermine
Nov. 10th, 2012 11:20 am (UTC)
Рассказы нам, к сожалению не предлагали пересказывать так, предлагали только стихи, как сейчас помню - Руслан и Людмила:) Именно пересказывать в прозе, а не стихом.

20 стихов за раз выучить - это круто...
a_katkov
Nov. 10th, 2012 03:46 pm (UTC)
для прозы супер! Тим по картинкам уже любые рассказы и сказки пересказывает. Нравится!Самому то сложнее рисовать. Зато и творчество и фантазия, и моторика и чтение-письмо и речь!

Это все оперативка - почти у всех кто хорошо учится она огромная.
hockey_daddy
Nov. 15th, 2012 04:48 pm (UTC)
Еще раз повторюсь, что Тим у вас Шикарно рисует! Техника запоминания понравилась! Обязательно просмотрю книгу.
a_katkov
Nov. 15th, 2012 05:14 pm (UTC)
Спасибо! Да, рисование это то, что безусловно наша заслуга. Ибо ни генов подобных, ни умений у нас - не было. Читали, пытались сами творить, заинтересовать. Экспериментировали. И вот есть результаты.
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

a_katkov
Алексей Катков

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow